Найти в Дзене
Павловская гимназия

Как я стал учителем начальных классов

Он учитель начальных классов. Почему Дмитрий Грицун выбрал эту профессию, чему его научил опыт дистанционного преподавания и почему он, директор школы, перешел в Павловскую гимназию работать учителем? Об этом и не только читайте в нашем интервью.

Он учитель начальных классов. Почему Дмитрий Грицун выбрал эту профессию, чему его научил опыт дистанционного преподавания и почему он, директор школы, перешел в Павловскую гимназию работать учителем? Об этом и не только читайте в нашем интервью.

Расскажите, пожалуйста, почему вы решили стать учителем начальных классов?

– Изначально я и не думал становиться учителем начальных классов. Когда поступал в педагогическое училище, то рассматривал учебу там как этап становления в профессии. Планировал, что по окончании поступлю в университет и стану учителем основной школы. Но все изменилось в оздоровительном лагере, где я проходил летнюю практику и был вожатым младших школьников. Вот тогда поймал себя на мысли, что мне отлично удается ладить с детьми этого возраста. И потом был уже вуз и факультет начальных классов.

Есть ли разница между преподаванием в начальной и основной школе?

– Мне доводилось работать со старшеклассниками, и могу сказать точно, что для меня нет большой разницы. Дети что в начальных классах, что в основной школе чувствуют, когда учитель заинтересован в результате, видят, когда ты поступаешь честно по отношению к ним и к себе. В любом возрасте ребята ценят уважительное и искреннее общение.

Никогда не сталкивались со стереотипным мнением, что учитель начальных классов – женская профессия?

– Да, стереотипы существуют. Действительно, в нашей стране не так много учителей начальных классов мужчин, но опыт работы зарубежных школ показывает, что мужчина может успешно работать в этой профессии. А в моей ситуации нетипичный выбор специальности рассматриваю как своё конкурентное преимущество.

До прихода в Павловскую гимназию вы были директором школы. Не скучаете по административной работе?

– Я менял место работы осознанно. Когда занимался административной работой, то всегда старался взять небольшую педагогическую нагрузку. Мне кажется, когда теряешь связь с детьми, с классом, то административные решения могут носить формальный и нелогичный для школы характер. Я уверен, что возможность каждодневной практики в классе дала мне лучшее понимание мотивов и логики как учителей, так и учеников.

Именно по этой причине переход дался относительно легко. Павловская гимназия – школа с богатыми традициями и ценностями. Учебный процесс насыщен и разнообразен, поэтому скучать не приходится. Я полностью нахожусь в моменте, живу настоящим, смотрю вперед и стараюсь не оглядываться на то, что было. Впереди же столько интересного.

– Как вы относитесь к тенденции lifelong learning, когда человек постоянно учится, развивая навыки, приобретая новые умения? Чему за этот год научились вы?

– Сейчас всем надо учиться нон-стоп. Без этого просто нельзя. Мир стремительно меняется, каждый день появляются новые технологии, в том числе и в образовании. Способность в огромном потоке новшеств находить «свои» приемы, осваивать их и формирует тебя как профессионала. В этом году я начал учить английский язык, с большим удовольствием посещал цикл лекций Александра Колмановского, который Павловская гимназия организовала для педагогов. Я даже начал осваивать образовательную платформу для создания онлайн-курсов «Эдуардо»: пытаюсь разобраться с одним из языков программирования. Мне нравятся различные гаджеты, в планах есть идея «поэкспериментировать» с мини-компьютерами Raspberry Pi.

– Дмитрий, а как для вас прошел переход на дистанционное обучение этой весной?

– Для меня процесс не был сложным. Первую неделю, когда еще только планировался переход на онлайн обучение, я вел уроки в школе и параллельно транслировал занятие для учеников, которые остались дома. Именно тогда понял особенно четко, что работаю в коллективе с энтузиастами и единомышленниками. Мы постоянно собирались вместе, смотрели обучающее видео, расходились по классам и тут же устраивали друг другу онлайн-трансляции, пробуя то, с чем завтра должны были выходить к детям.

– Появились ли у вас какие-то особые правила или традиции на онлайн уроках?

– Наверное. Например, я прошу детей не отключать микрофоны. Для меня важно не только видеть своих учеников, но и слышать, как они листают страницы учебников, как откладывают ручку, открывают тетрадь. Важно услышать непроизвольную реакцию детей на то, что ты говоришь. Мне кажется, что тишина по ту сторону экрана значительно увеличивает расстояние между учеником и учителем.

И да, я просто безумно скучаю по выходу в школу. Никакое изображение не может заменить ощущение класса, шум на перемене и разговор по душам после уроков.

-2

– Ваши уроки вообще, без Zoom, они какие?

– Свои уроки я сам называю «рабочими». Для меня важна именно рабочая атмосфера на уроке, чтобы ни одной минуты не провести напрасно. Каждое мгновение занятия должно быть наполнено деятельностью. Вдохновляет, когда ученики рассуждают, возражают, спорят, когда напряженно следят за тем, что происходит. Заметил, что в классе мы настолько привыкаем друг к другу, что у нас отпадает необходимость работать по поднятой руке. И я чувствую, когда ребенку есть что сказать, и дети чувствуют, что я обращаюсь к кому-то из них.

Как повлиял на вас и ваши методы преподавания опыт дистанционного обучения? Что из нового перенесете непосредственно в школьные уроки?

– Для меня стало очевидным, что дети готовы к гораздо большему уровню самостоятельности в освоении учебного материала, чем я давал им. Они активнее вовлечены в учебный материал, когда работают в команде, которая движется в своем собственном темпе. Я заметил, что моим третьеклассникам, например, нравится, когда наряду с чтением литературного произведения я даю им возможность самостоятельно прослушать аудиокнигу. После этого ученики активнее вовлекаются в анализ художественного произведения, увереннее рассуждают и глубже вникают в текст. Этот опыт точно надо брать с собой в оффлайн.

Вы заговорили о чтении, тут как раз интересно ваше мнение о том, стоит ли учить первоклашку читать еще до школы? Кто вообще это должен делать: учитель начальных классов или воспитатель в детском саду?

– Если говорить об учебной программе, то читать детей учит именно учитель в первом классе. Поэтому абсолютно точно с ранним обучением чтению торопиться не стоит. Важно опираться на желание самого ребенка. Если оно пришло к нему также естественно, как умение говорить или ходить, то тогда, конечно, отказывать не надо.

– К вам приходят очень разные дети, как удается сплотить ребят? Как создать тот самый дружный класс?

– Есть английская пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Мне кажется, что не нужно создавать никаких искусственных условий. Если учитель сдержан, уважителен по отношению к своим ученикам, принимает право ребенка на ошибку, то и дети в его классе будут копировать эту модель поведения. Будут уважать своих одноклассников, признавать их интересы и личные границы друг друга. Вот тогда класс будет дружным и сплоченным.

Если возникает какое-то напряжение, стараюсь не устраивать мероприятий по этому поводу. Предпочитаю обсудить схожую ситуацию, которая вытекает из текста, который мы читаем, или из отрывка фильма. И только после того, как дети сами делают вывод, переношу их умозаключения на конкретную ситуацию в классе.

– Вы рады, что все-таки решили перейти в Павловскую гимназию?

– Павловская гимназия дает мне возможность профессионального развития: я постоянно посещаю лекции, семинары, мастер-классы. Здесь очень комфортные условия для работы, качественное и продуманное оснащение учебных классов. Именно здесь я чувствую себя востребованным специалистом. Для меня это очень важно.

Конкурс педагогов в Павловскую гимназию продолжается. Если вы тоже хотите стать частью нашей команды, переходите по ссылке и заполняйте анкету.