«Эффект Тамагочи» — как появилась зависимость от игрушек
В середине 90-х одна детская развивающая игрушка стала не только общемировым лидером продаж в своём сегменте, но и дала название психологическому эффекту, который, с расширением цифровизации мира, только увеличивается и по сей день.
23 ноября 1996 года планета встретилась с Тамагочи (от японских слов «Яйцо» и «Часы») — неведомой зверушкой, прилетевшей на Землю с неясными целями. Земные условия не очень подходили забавному существу, и поэтому оно нуждалось в неустанной заботе.
Существо было виртуальным. Поначалу оно жило в картридже для консоли Game Boy и, хотя переходило в активную фазу только после его подключения, за время, проведённое вне игровой приставки, с ним могли произойти некоторые изменения. Настоящий успех фирму-производителя (это была корпорация Bandai, занимающая третье место в мире среди производителей игрушек) ждал после выхода мобильной версии Тамагочи — так началась длинная история бизнеса и история успеха игрушки.
Изделие было выполнено в форме яйца, имело небольшой монохромный дисплей и три кнопки. После запуска, из яйца на экране появлялся виртуальный питомец, которого нужно было не только кормить, развлекать и выгуливать, но и убирать за ним отходы жизнедеятельности. Если делать всё это недостаточно часто — цифровой зверек заболевал, а при злостном пренебрежении обязанностями хозяином — отдавал душу своему инопланетному богу.
Таким алгоритмом авторы игрушки пытались научить юных пользователей состраданию и ответственному отношению к питомцам. С первых месяцев после выпуска продажи Тамагочи рванули вверх, в кратчайший срок игрушку купили более 40 млн человек.
Столь стремительный взлёт, а равно и простота конструкции, вызвали также и лавинообразную волну китайских подделок. Кстати, Тамагочи, широко продававшиеся в те времена в России, как раз и были китайскими нелицензионными клонами, изыскать «родную» Тамагочи было весьма затруднительно.
В следующем поколении игрушки, по многочисленным просьбам публики, опцию «смерти» убрали, заменив её на «негодование» питомца и, в крайних случаях, перезагрузку к начальным параметрам. Не смотря на развитие мобильных устройств, эволюция Тамагочи продолжается до сих пор.
Актуальная на данный момент версия называется Tamagotchi On, вышедшая в 2018 году. Игрушка снабжена цветным дисплеем и инфракрасным портом для связи с другими гаджетами, функционал чрезвычайно расширился. Теперь с виртуальным питомцем можно, к примеру, «ходить в гости» к другим Тамагочи, сочетаться с понравившимися существами брачными узами и растить потомство (поддерживается 16 поколений). Всего же доступно около 50 различных действий.
«Эффект Тамагочи» появился практически сразу после его появления. Так называют психологическую зависимость человека от какого-либо виртуального объекта. Крайними его проявлениями стали случаи самоубийств, отмеченные в Японии, причинами которых стала недостаточная внимательность к цифровому питомцу, приведшая к его «смерти». Подобные, девиации поведения, согласно исследованиям, возможны в любом возрасте, а объектами, от которых зависит состояние пациента, могут быть и операционная система, и программный продукт, и компьютерный персонаж.