Найти тему
Лавка старины

Адамович М. М. — художник, с которого начался агитационный фарфор

Адамович Михаил Михайлович (1884–1947) — русский и советский живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, монументалист и человек, стоявший у истоков советского агитационного фарфора. Коренной москвич, в 1907 году он с золотой медалью окончил Московское Строгановское центральное художественно-промышленное училище.

Тарелка с изображением античного сюжета, художник Адамович М. М., фарфор ГФЗ, 1919 г.
Тарелка с изображением античного сюжета, художник Адамович М. М., фарфор ГФЗ, 1919 г.

Далее для изучения декоративной живописи был направлен в Италию. По возвращении на родину Адамович работал художником монументально-декоративной живописи в Москве и Петербурге. В 1914 году художник вновь отправляетcя за рубеж: в Греции его ждут для исполнения проектов мозаики усыпальницы короля Георга Первого.

Агитационная чайная пара с изображением вазы с цветами на блюдце и с круговым цветочным декором на чашке, художник М. М. Адамович, ГФЗ, 1923 г.
Агитационная чайная пара с изображением вазы с цветами на блюдце и с круговым цветочным декором на чашке, художник М. М. Адамович, ГФЗ, 1923 г.

В 1918 году Михаил Адамович начинает работать в качестве художника в филиале живописного цеха Государственного фарфорового завода, организованного на базе училища технического рисования барона Штиглица. В том же году он участвует в оформлении Петрограда к первой годовщине Октября. Также принимает активное участие в выставках объединения «Мир искусства» (1922, 1924), «Общины художников» (1924), Ассоциации художников революционной России (1924).

Агитационная тарелка «Кто не работает, тот не ест», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1922 г.
Агитационная тарелка «Кто не работает, тот не ест», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1922 г.

За время работы художника на Государственном фарфоровом заводе по его эскизам было выполнено большое количество работ агитационного характера. Если в начале творческого пути в работах Адамовича преобладали античные и классические мотивы и архитектурные пейзажи, стилизованные в том же классическом духе, то в дальнейшем он все более увлекается революционными мотивами.

Агитационная тарелка «Да здравствует Красная Армия», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1923 г.
Агитационная тарелка «Да здравствует Красная Армия», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1923 г.

По возвращению из рядов Красной Армии в 1921 году Адамович стал украшать фарфор почти исключительно агитационными лозунгами, эмблемами и символикой новой власти, за что его называют одним из создателей советского агитационного фарфора. Характерной особенностью живописной манеры художника становится использование только одного цвета: красного, сине-зеленого и других.

Агитационная тарелка «Капитал», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1921 г.
Агитационная тарелка «Капитал», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1921 г.

Одними из самых известных работ Михаила Адамовича этого периода являются декоративные тарелки «Кто не работает, тот не ест», «Вся власть Советам», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1925 году он участвует в Международной выставке декоративного искусства в Париже, где награждается медалью за роспись по фарфору.

Агитационный фарфоровый чайный сервиз «Жница», по рисунку Адамовича М. М., Дулево, 1920-е гг.
Агитационный фарфоровый чайный сервиз «Жница», по рисунку Адамовича М. М., Дулево, 1920-е гг.

С 1924 по 1927 годы Адамович работает художником на Волховской фарфорово-фаянсовой фабрике, а с 1927 по 1934 годы продолжает свою творческую деятельность на Дулевском фарфоровом заводе, где он работает над созданием образцов для массового промышленного фарфора. Опыт Адамовича этого периода рассматривается как попытка реформирования массового фарфора в сторону современности. В завершении своего творческого пути Адамович возвращается к монументально-декоративной росписи зданий в Москве: гостиницы «Москва», магазинов по Тверской улице в домах № 2 и 4.

Агитационная тарелка «Красная звезда», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1921 г.
Агитационная тарелка «Красная звезда», автор росписи М. М. Адамович, ГФЗ, 1921 г.

Произведения Адамовича находятся в крупнейших музеях России, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, музей керамики в усадьбе «Кусково».

Благодарим за интерес к нашей публикации!
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал «Лавка старины», делитесь в социальных сетях!
Мы будем стараться, чтобы наши статьи были вам интересны!

Возможно, вас также заинтересует: