Пушкинский день – 6 июня – день рождения выдающегося русского писателя и поэта, основоположника современного русского литературного языка. Первый памятник был воздвигнут А. С. Пушкину в Москве на Страстной площади (ныне Пушкинской) в 1880 году. На открытии монумента И. С. Тургенев произнес речь о том, что «заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, […] он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукой знамя поэзии глубоко в русскую землю».
В 1999 году, в день 200-летия поэта, был подписан президентский указ об установлении Пушкинского дня в России. Специально к очередному юбилею Национальной электронной библиотекой оцифрована коллекция книг гения русской поэзии А. С. Пушкина и размещена на сайте rusneb.ru. Подборку книг мы сопроводили подробным описанием последних часов его жизни. Это описание содержится в письме, написанном Василием Андреевичем Жуковским отцу поэта – Сергею Львовичу, которое было опубликовано в первом посмертном издании пушкинского «Современника» в 1837 году. На титульном листе журнала находится автограф стихотворения Александра Сергеевича «Отцы-пустынники и жены непорочны». Это произведение – аллюзия на известную молитву Ефрема Сирина.
Почему издатели выбрали именно этот автограф? Роковая дуэль состоялась 27 января. Смерть Пушкина наступила 29 января в 2 часа 45 минут пополудни. А 28 января, в день, когда отмечается память преподобного Ефрема Сирина, Пушкин исповедался и причастился Святых Таин. Видимо, это обстоятельство побудило издателей «Современника» поместить автограф стихотворения на первой странице журнала.
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста… /А. С. Пушкин/
Последние минуты Пушкина: письмо к С. Л. Пушкину
15 февраля 1837
Я не имел духу писать к тебе, мой бедный Сергей Львович. Что мог я тебе сказать угнетенный нашим общим несчастием, которое упало на нас, как обвал, и всех раздавило? Нашего Пушкина нет! это к несчастию верно; но все еще кажется невероятным. Мысль, что его нет, еще не может войти в порядок обыкновенных, ясных, ежедневных мыслей; еще по привычке продолжаешь искать его, еще так естественно ожидать с ним встречи в некоторые условные часы, еще посреди наших разговоров как будто отзывается его голос, как будто раздается его живой ребячески-веселый смех, и там, где он бывал ежедневно, ничто не переменилось, нет и признаков бедственной утраты, все в обыкновенном порядке, все на своем месте; а он пропал, и навсегда − непостижимо! В одну минуту погибла сильная, крепкая жизнь, полная гения, светлая надеждами. Не говорю о тебе, бедный и дряхлый отец; не говорю о нас, горюющих его друзьях. Россия лишилась своего любимого, национального Поэта. Он пропал для нее в ту минуту, когда его созреванье совершалось; пропал, достигнув до той поворотной черты, на которой душа наша, прощаясь с кипучей, иногда с беспорядочною силою молодости, тревожимой гением, предается более спокойной, более образовательной силе зрелого мужества, столь же свежей, как и первая, может быть не столь порывистой, но более творческой. У кого из Русских с его смертию не оторвалось что-то родное от сердца? Слава нынешнего Царствования утратила в нем своего Поэта, который принадлежал бы ему, как Державин славе Екатеринина, а Карамзин славе Александрова. /В. А. Жуковский/
Полностью текст письма В. А. Жуковского от 15 февраля 1837 года к С. Л. Пушкину читайте на rusneb.ru.