Различные истории, включая вымысел, действуют на человека, как своего рода суррогатная жизнь. Вы воспринимаете их так, что верите в них и вы так же запомните ложную информацию, даже если не хотели этого. Это кажется странным, философы уже давно озабочены тем, что они называют "парадоксом фантастики" - почему мы вообще находим воображаемые истории эмоционально возбуждающими? Ответ заключается в том, что большая часть нашего сознания даже не понимает, что вымысел - это вымысел, поэтому мы реагируем на него почти как на реальность.
Нам нравится художественная литература благодаря универсальности тем - любви, смерти, приключений, семейных конфликтов, справедливости, преодоления невзгод. Это может объяснить, почему, когда даже выдуманные истории делаются хорошо, мы их так любим и "переживаем" их во время восприятия. Подобно тому, как искусственные подсластители обманывают наш разум, думая, что мы едим сахар, истории - даже такие странные, как "Приключения Алисы в стране чудес" - используют нашу естественную склонность узнавать о реальных людях и о том, как с ними обращаться.
Наш мозг не может не верить. По этому поводу есть экспериментальные доказательства. Дети, например, иногда действительно верят, что куклы живы. Даже животные иногда реагируют на картинки так же, как они реагируют на реальные вещи. Индустриализированный мир настолько полон человеческих лиц, например, как в рекламе, что мы забываем, что это просто чернила или пиксели на экране монитора. Каждый раз, когда наши предки видели что-то, похожее на человеческое лицо, это, скорее всего, было оно. В результате, мы не эволюционировали, чтобы отличать реальность от изображения.
Но всё же разумные части нашего сознания действительно знают, что то, что мы смотрим или читаем - не реально. Один из способов понять это - оптическая иллюзия. В иллюзии Мюллера-Лайера мы можем проследить и понять, что две горизонтальные линии имеют одинаковую длину, но в то же время кажутся разными.
Даже после того, как вы поймете, как работает иллюзия, она продолжает обманывать часть вашего ума. Это своего рода двойное знание, которое мы имеем, когда погружаемся в вымысел.
Области нашего мозга, отвечающие за восприятие окружающего мира, очень тесно связаны с нашими эмоциями. Поэтому эмоции не просто побуждают нас действовать определенным образом, а заставляют нас интерпретировать мир по-своему. Страх, например, может повлиять на зрение, настроение может сделать нас более или менее восприимчивыми к зрительным иллюзиям, а желание чего либо может изменить кажущийся размер объектов, имеющих отношение к цели. Это и есть решение "парадокса фантастики", и то почему, говоря себе: "Это всего лишь фильм", можно лишь частично смягчить чувства, которые мы испытываем по этому поводу. Наш мозг не может не верить!