Найти в Дзене
Ольга Шадрина

Алтай. Яломанские «телевизоры».

Яломанское святилище мы искали несколько лет. Все дело было в том, что во всех ранее известных мне источниках литературы была указана приустьевая часть долины реки Большой Яломан. Поэтому мы исследовали: и левый борт приустьевой части реки, и осматривали скалы выше устья Б. Яломана, нависающие над Чуйским трактом. В ходе этих обследований мы нашли много чего интересного, но не искомую наскальную писаницу. И только после знакомства со статьей А.А. Тишкина «Святилища Уркоша, Яломана и Бош-Туу», мы поняли, что место скопления петроглифов никак не связано с географической привязкой к реке Большой Яломан. На третий раз - в мае 2012 года, мы нашли искомую скалу, сложенную массивными окатанными каменными блоками, словно «телевизорами», транслирующими сюжеты из жизни давно исчезнувших племен.

Это место мы посещали и позже, так как в первое обследование самого главного и не увидели, хотя, как нам казалось - осмотрели все очень тщательно, сфотографировали все до мельчайших подробностей. Мы не увидели уникальный «каменный цветок». Да его, по всей видимости, не увидели не только мы, но и ученые, которые подробно изучали эти петроглифы. О «единственном» изображении кандыка знают только особые люди, да, именно особые. Петроглиф кандыка мы с помощью подсказки родственников мужа нашли в начале июня 2018 года. Ранее изображение растений – деревьев мы видели на скалах Карбана, но они были созданы в стиле граффити и относились к более поздней эпохе.

Изображений цветка на скале было два. Расположены они на изломе каменного блока, возможно именно этот факт и скрывает эти каменные цветы от посторонних глаз. У цветов есть стебель, лист, и плод. То, что это изображение именно кандыка нам сообщил житель села Купчегень. Поэтом мы не оспариваем название изображенного цветкового растения.

-2

Почему именно кандык, а не другое цветковое растение? Версий в голове несколько:

Возможно, это самое распространенное раннецветущее растение и тем самым очень заметное после зимы. Возможно это ценное ресурсное (пищевое, лекарственное и др.) растение тех эпох. Может быть, оно было наделено сакральным смыслом, так как цветок имеет яркую окраску и необычную морфологию цветка.

Кандык сибирский почитался и в этнографическое время.

Кандык сибирский (Erythronium sibiricum)относится к семейству Лилейных. Алтайские названия кандыка: кандык, канjарбай, пес, бес, öнöк, мÿс. Вид занесён в Красные книги: России, Алтайского края и республики Алтай и др. У нас на Алтае он встречается по всей республике, местами даже обилен. Из смежных районов кандык сибирский отмечен в Туве, Казахстане, Красноярском крае, Томской и Кемеровской областях. Произрастает в тёмнохвойных, смешанных берёзово-осиновых лесах; на лесных, субальпийских и альпийских лугах. Поднимается в горы до 2800 м над уровнем моря. Зацветает кандык сибирский сразу после таяния снега в апреле-мае и цветёт на протяжении 25-30 дней, причем, каждый цветок держится до 8 дней.

Побеги и цветки кандыка сибирского служат кормом для многих животных: рябчиков, бурундуков, полевок, маралов, косуль и др.

Коренные жители Алтая называют это растение пес, в прошлом он служил им первым хлебом. Не зря у алтайцев месяц май называют песь-ай – месяц кандыка. В это время (после цветения) женщины и дети собирали кандык, позже луковицы становятся горькими. Каждая женщина добывала за сезон около 30 тыс. луковиц. Затем их высушивали и развешивали в аиле вдоль стен. Из сухих луковиц делали муку и пекли лепёшки. Из луковиц, сваренных в молоке, готовили кашу. Испечённый в золе кандык по вкусу напоминает картофель. Ели луковицы и в сыром виде.

-3

Глядя на изображение кандыка, думается, что в почете это растение было с давних времен. Стоит отметить, что в местности, где располагается Яломанское святилище, кандык не произрастает. Здесь нет его экологических ниш.

Вернемся к святилищу и его местонахождению.

Река Большой Яломан является левым притоком р. Катуни. Ниже устья Большого Яломана располагается комплекс археологических памятников. Один из них – святилище Яломан-3, что наряду с другими, расположено в окрестности лога Уркош. Особенностью представленных в логу Уркош святилищ является наличие петроглифов, а также расположение всех известных «храмов под открытым небом» в зоне максимального освещения солнцем в течение дня. Святилище Большой Яломан – 3 является наиболее крупным и выделяющимся среди прочих соседних. Располагается оно на высокой террасе левого берега Катуни, у живописной скалы, в 3 км к северу от устья реки Большой Яломан, или в 3,5 км, если ехать на машине по дороге. От него к востоку до Чуйского тракта около 0,3 км. Здесь у скалы сохранились следы старой скотоводческой стоянки. Я всегда вспоминаю утверждение Владимира Васильевича Ачапова (жителя села Белый Бом), он говорил: «Если хочешь найти петроглифы, ищи следы скотоводческих стоянок».

В настоящее время изучение святилищ Алтая становится актуальным научным направлением. Святилище Яломан -3 представляет собой «алтарь» с наскальными изображениями, среди которых изображения фигур «охотников» и животных: оленей, козлов, верблюдов и др. Ученые предполагают, что изображения созданы в разном масштабе и в разное время. Изображения выполнены на крупных глыбах камнепада у подошвы гор. При закладке разведочных шурфов перед скалой с рисунками археологи обнаружили остатки кострищ, кости животных, что говорит о совершавшихся здесь ритуальных действах. Александр Сазонович Суразаков, изучающий данный объект, отмечал, что «… начиная с эпохи бронзы, отмеченное место имело значение священного центра для родоплеменных групп достаточно обширной территории, что привело к сакрализации всего урочища. Наскальные изображения святилища Большой Яломан – 3, созданы на протяжении нескольких сотен лет".

Я долго вчитывалась в статьи ученых, исследовавших эту писаницу. Все их внимание было сосредоточено на описании типичных для многих писаниц Алтая петроглифов.

-4

«…В левой части зафиксированной композиции имеются фигуры «охотников». Две расположены вертикально (одна над другой), а третья находится немного в стороне от них. Люди изображены в одинаковых позах: со слегка согнутыми в коленях ногами (как бы в полуприсяди), туловище и голова развернуты фронтально к зрителю, правая рука согнута в локте, а в вытянутой вперед левой руке находится лук. У одной из фигур (самая нижняя), возможно отмечен признак пола. Хотя не исключено, что таким образом показан какой-то предмет (например, кинжал, нож и др.) или это является небольшим дефектом при реализации выбивки или при ее обновлении. Между ног изображенных охотников фиксируются линии – перемычки. Возможно, эти детали отражают то, что в верхней части ноги связаны. Поэтому, наверное, люди изображены в полуприсяди. Ведь именно так может двигаться человек с зафиксированными бедрами. Данное предположение не исключает и другую интерпретацию (например, как показатель деталей одежды, каких-то охотничьих приспособлений и т.п.) На голове у каждого «охотника» хорошо фиксируется грибовидный головной убор, а на поясе – подвешенный предмет округлых очертаний. Выше от них располагается антропоморфная фигура, несколько отличающаяся от описанных. Человек изображен прямостоящим, на нем нет грибовидного головного убора. У пояса этой фигуры нет подвешенного предмета и не просматривается лук. Выше, над самым верхним изображением козлика, вероятнее всего, была еще одна фигура человека, но имеющиеся искажения не дают возможности говорить об этом с полной уверенностью» (Тишкин, Чекрыжова, 2004)

-5

Много внимания в описании этих петроглифов уделяется образам, часто встречающимся на писаницах Алтая (Калбак-Таш, Кызык-Телань, Бийке – это что мне сразу пришло на ум, и др.), Верхнем Енисее, Монголии. Иконография их довольно устойчива, поза канонична. Хотя ученые по-разному трактуют детали этих антропоморфных образов. Эти образы называют: «танцующими», «пляшущими», «ряжеными», «хвостатыми воинами». Как-то в Барнауле я посещала выставку петроглифов из хранилищ Бийского музея, где сам Борис Хатми́евич Кадиков рассказывал и в том числе о «грибовидных людях», называя их «человеко-мухоморами». Из его рассказа я поняла, что отдельные личности того времени, - шаманы, могли использовать грибы - мухоморы для вхождении в транс. Я тогда взяла этот факт себе на заметку.

-6

У ученых есть описание и относительно изображенных на писанице животных.

Так же учеными была обнаружена здесь и надпись, сделанная черной краской в нише скального выступа. В результате исследование, удалось установить, что надпись тюркская и сделана она древнеуйгурским письмом, скорее всего, в 8 – 9 веках. Эти данные делают памятник Большой Яломан - 3 еще более уникальным. Таким образом, этот ярко выделяющийся скальный массив, наделенный в древности иерофанией (святостью) и превращенный в центр сосредоточения сакральных сил среди окружающего пространства, использовался в течение длительного времени, в частности и в раннем средневековье.

-7

Для осмотра этого святилища надо на 690-м км Чуйского тракта перед крутым спуском трассы свернуть вправо на грунтовую дорогу, подняться на террасу и двигаться всегда правой дорогой при разветвлении, через 1,5 км вы подъедете к заветным скалам.

Мысли о том, почему уникальный петроглиф «кандыка», точнее «двух кандыков», не описан учеными, любителями древностей, любопытными туристами, будоражат мою голову до сих пор. Видимо, они – смотрящие, видели то, на что были настроены, а это: зооморфные и антропоморфные изображения. Ведь никто не предполагал найти на скале рисунок цветка, да еще и кандыка! «Каждый видит то, что хочет увидеть» - к такой мысли я пришла после долгих размышлений.

Путешествие продолжается… Ольга Шадрина, фото автора

Дорогие читатели, вышло в свет 5 издание нашего фотопутеводителя "Чемал и его окрестности" - 2020.

В нем появились новые интересные достопримечательности Чемальского тракта!

-8
-9

Пишите, заказывайте, будет интересно путешествовать по знакомому и незнакомому Алтаю.