Найти в Дзене

Что скрывает «Апофеоз войны»

Наверно самая узнаваемая работа русского живописца Василия Васильевича Верещагина, на первый взгляд кажется полотном крайне символическим: огромная груда человеческих черепов, над которыми вьются вороны-падальщики, посреди бескрайней выжженной солнцем пустыни и разрушенного, опустошенного поселения на заднем плане картины буквально говорит своему зрителю: человечество ждет апокалипсис, если мы не прекратим кровавые войны.

Василий Васильевич  Верещагин. Апофеоз Войны. Холст, масло. 127х197 см.
Василий Васильевич Верещагин. Апофеоз Войны. Холст, масло. 127х197 см.

Однако же, Верещагин вряд ли бы стал писать на своих полотнах выдуманные им сюжеты. Что же тогда великий художник изображал в своих работах? Какой замысел он вкладывал в них?

Василий Васильевич Верещагин-русский живописец и литератор, так же является одним из самых известных художников-баталистов, он постоянно путешествовал, почти два года он прожил в Индии, ездил в Палестину и Сирию, Японию, а так же США.

Его работы разделяют на серии, а конкретно "Апофеоз войны" относят к Туркестанской серии, которая приурочена к 1867-1874 годам.

Василий Васильевич  Верещагин. Апофеоз Войны. Деталь.
Василий Васильевич Верещагин. Апофеоз Войны. Деталь.

Эта серия картин создавалась художником во время его прибывания в Средней Азии и частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично — их быту, традициям и культуре местного населения.

На "Апофеозе Войны" воспроизведена одна из пирамид, которые сооружались по указанию военачальника Тамерлана из голов завоеванных им народов. Подобные этим возводились пирамиды и современными Верещагину среднеазиатскими ханами, одна из которых, вероятнее всего, так сильно впечатлила художника.

Так же, изначально полотно было именовано самим Автором как "Торжество Тамерлана", но лишь позже, после окончания картины, Верещагин понял, что простое повествование может иметь более глубокий замысел, нежели обычная картинка восточного ритуала, олицетворяющая ужас смерти. Собственно так и появился "Апофеоз".

 Тамерлан-среднеазиатский тюрко-монгольский военачальник и завоеватель
Тамерлан-среднеазиатский тюрко-монгольский военачальник и завоеватель

"Апофеоз Войны" написанный маслом на холсте 127х197 см., на данный момент находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Именно это полотно может точнее остальных дать прочувствовать его зрителю всю безжалостность и ужас войны.