Ох, как часто можно услышать, будто советское кино было более душевным! Пенсионеров в нашей стране миллионы, и каждый хоть раз в жизни, отстаивая это мнение, побил дембеля в электричке.
Рассмотрим популярный фильм Гайдая по мотивам пьесы Булгакова "Иван Васильевич меняет профессию". Чтобы закосить под интеллигента, его герой Шурик использует очки - как модно в наши дни и было модно в шестидесятые. Однако ничего интеллигентного в его поведении нет. Он грубейшим образом отшивает соседку, которая флиртует с ним на протяжении всей истории.
Почему? Ответить на этот вопрос легко, если посмотреть, каких актрис выбрали на роли "правильных" женщин (которые могут совершать аморальные поступки, но всё равно будут достойны внимания). Созданный Гайдаем мир прямо-таки кричит, что стандарт Крачковской заслуживает насмешек и, что гораздо хуже, злобы.
Шурику мало просто сказать "нет", его нервируют заигрывания соседки. Это вещь, которую я не могу понять ни в кино, ни в жизни: знаки внимания от человека, который не нравится, вызывают иногда страшную реакцию. Не только полная, но любая женщина ниже модельных параметров легко может в ответ на комплимент получить отвращение, негодование, презрение. Как будто она предложила просроченный йогурт с плесенью. Как будто она сама йогурт.
А что во время просмотра должен чувствовать мужчина, предпочитающий пышек? Что ведёт себя вопреки общественным нормам? Или что его вкус - извращение?
Отверженная соседка Ульяна Андреевна пытается принять товарный вид быстрым и доступным способом - при помощи париков. Ведь не всем состояние здоровья позволяет похудеть. Однако это создатели фильма высмеивают ещё яростнее, приравнивая стриженую женщину к сумасшедшей (о стигматизации душевно больных в СССР разговор отдельный).
Сегодняшний зритель, более осведомленный о раке, чем тепличный советский человек, может предположить, что персонаж Крачковской перенёс химиотерапии и именно поэтому носит парики, флиртует, жаждет жить полной жизнью. Если бы было так, думаю, Шурик и тогда бы не почувствовал укола совести. Сексистам больных тоже не надо.