Продолжаем запутываться. Есть психиатры и медицинские психотерапевты, которые могут работать с людьми с диагностированными расстройствами. И есть психологи, которые не могут. Но на самом деле могут.
Есть в психотерапии такая штука, как бригадная работа. Хотя многие люди почему-то рассматривают различных специалистов по работе с психикой как взаимозаменяемых, и предполагают, что надо выбрать кого-то одного, в реальности мы частенько работаем над одним клиентом толпой.
То есть клиент может ходить к психиатру за таблетками, если у него есть повод их пить, к психологу за долгосрочной разговорной терапией, и ещё к коучу за помощью в самоорганизации и мотивации. И ещё к неврологу, эндокринологу и любому другому врачу, которые со своей стороны будут что-то выписывать. И ещё параллельно ходить на психотерапевтическую группу, группу поддержки, какие-нибудь 12 шагов и кружок импровизации. Всё это делать сразу я бы не рекомендовал, но идея в том, что так можно.
То есть даже если у человека есть диагноз, это не мешает ему начинать (продолжать) работать с психологом, просто теперь вместе с этим его состояние ещё будет контролировать другой специалист, с другими методами. Именно поэтому психологи обычно имеют на коротком дозвоне, как минимум, клинического психолога и психиатра, а то ещё нарколога, детского психиатра, невролога, эндокринолога, список можно продолжить.
Ограничения здесь следующие: во-первых, не каждый психолог может и хочет работать с людьми в определённых состояниях. Во-вторых, психологическая помощь возможна только когда человек доступен контакту, т.е. не находится в фазе активного психоза, энцефалопатии и прочих онейроидов. В-третьих, при некоторых диагнозах противопоказаны некоторые формы психологической помощи. Например человеку, который с трудом добился неустойчивой ремиссии шизофрении, не пойдут на пользу методы, включающие амплитудные эмоциональные переживания.
Ссылка на канал в телеграм: https://tlgg.ru/usepain
На группу Вконтакте: https://vk.com/psykunkonst