Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куса хлеба... есть люди иного порядка, люди подвига, веры и осознанной цели.
Озирая историю, редкий человек не отметит, как скорбна была юдоль многих людей, живших в тяжелые, серые времена. Но не забудем тех, кто, руководствуясь благими целями и идеями, помогал другим, двигал человеческое общество вперед, освобождая его от тьмы незнания, болезней, страха, нужды и пр. Так, Антон Павлович Чехов - врач, русский писатель рубежа 19-20 вв. — отмечает важность, ценность таких людей, которые, нередко вступая в конфликт с обществом, встречая осуждение и остракизм, вели людей вперед.
Конечно, идя вразрез с принятыми в обществе ценностями и нормами, такие люди - подвижники — - меняют status quo, что приводит к конфликтами, противоречиями, но, очень может быть, что эта нарушенная норма, ценность, новая «тропинка» становятся общепринятой и привычной.
Так, Пер Монсон в своей книге «Лодка на аллеях парка», сравнивая социальную структуру с парком, отмечает, что помимо тех, кто ходит по привычным асфальтовым дорожкам, находятся и такие, кто идет другими путями, через заросли, клумбы, протаптывая тропинки, которые, кто знает, могут в будущем стать такими же обыденными асфальтовыми дорожками, по которым будет идти большинство.
Из истории известно, как те или иные социальные действия, воспринимавшиеся в определенное время как девиантные, в будущем становились привычными. Например, движение суфражисток за включение женщин в политический процесс, зачастую воспринималось как отклонение от нормы. Сейчас же равенство женщин и мужчин в политико-правовой сфере, по крайней мере, в западном обществе (в некоторых мусульманских странах женщины всё еще не настолько свободны, как жительницы запада) узаконено, что, заметим, принимается большинством как должное. И мы обязаны этими важнейшими общечеловеческими ценностями тем личностям, которые смогли найти в себе силы и изменить существовавший порядок, порождавший зло.
Отмечено, что люди зачастую ломают традиции, чтобы позволить обществу двигаться вперед. Так, немецкий классик социологической мысли Макс Вебер разработал классификацию типов легитимности власти:
1. традиционный;
2. харизматический;
3. рационально-легальный .
Он подчеркнул антитезу традиции и харизмы, заключающуюся в том, что последняя ломает первую, и предстает в виде некой революционной силы.
На картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» изображена прекрасная девушка с флагом в руках, стоящая на баррикадах и ведущая за собой пестрый срез французского общества. Наиболее яркого примера харизматического типа власти сложно представить. Так и подвижники, как отмечает Чехов, люди подвига, веры и осознанной цели могут вести людей за собой.
Стоит отметить, что насчет таких людей - способных на подвиг, верящих в идеал, способных изменить настоящее - существует множество теорий, но остановимся на теории пассионарности Льва Николаевича Гумилева — российского историка, географа, мыслителя и поэта.
Так, в своей книге «Этногенез и биосфера Земли» Лев Николаевич пишет о пассионариях - активных людях, для которых естественно производить не только работу необходимую для личного и видового самосохранения, но и избыточную работу, проявляющуюся в изменении окружающей среды (расширении ареала обитания, изменения ландшафта, накопления ресурсов). Пассионарными личностями можно назвать Ж. Д'Арк, Андрея Болконского, Ньютона и других.
Говоря о людях, о которых пишет Чехов, нельзя не упомянуть некоторых античных философов. Достойны восхищения твердость и стойкость некоторых стоиков. Учение стоиков о том, что всё внешнее не может повлиять на внутреннюю волю человека пользовалось популярностью некоторое время в Риме, в которой даже один из императоров был стоиком (Марк Аврелий). Но я хотел бы остановиться на личности философа Эпиктета. Существует легенда, что Эпиктет, будучи рабом (!) в Римской империи, однажды подвергся ужасной телесной пытке, но не подал и виду своих страданий: Эпафродит — хозяин Эпиктета стал выкручивать ему ногу, но тот лишь бесстрастно сказал: «Ты же сломаешь мне ногу...», тогда тот стал выкручивать ногу еще сильнее, пока, действительно, не сломал ее. Тот лишь сказал: «Я же говорил, что сломаешь...». Говорят, что после этого Эпиктет хромал всю жизнь.
Действительно, история знает немало людей, которые имели принципы, были готовы двигать общество вперед и совершить подвиг. Будь то пассионарные личности Гумилева, которые, стоит отметить, не всегда предстают позитивными людьми, как и харизматические лидеры М. Вебера; будь то древнегреческие философы со своей твердой ценностно-нормативной базой — это люди меньшинства, подвижники, как пишет Чехов. Данную работу уместно завершить словами Волшебника из кинофильма «Обыкновенное чудо» (1978), снятого по мотивам одноименной пьесы Е. Шварца:
«Нищие и безоружные люди сбрасывают королей с престола ради любви к ближнему. Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине»