Найти тему

Будущее уже наступило. Или нет?

Оглавление

Вольно и раскидисто перефразируя известное высказывание «Будущее уже наступило, просто оно не равномерно распределено», я прокричу - «Будущее уже наступило, просто, не все об этом догадываются». Рутинно и ежедневно выполняя уже привычные нам действия, просматривая новости на скользком планшете, шагая по полученным ссылкам, пересылая забавные картинки своим друзьям и коллегам по работе, или просто, проходя вечером с мобильным телефоном в кармане по торговому центру - мы наполняем непривычно большими и неприлично личными данными цифровые закрома новых буржуинов - рокфеллеров.

Сами того не подозревая, мы раздеваемся догола, развешивая наше белье на любезно приготовленную вешалку для всеобщего обзора и детального осмотра, одновременно прилежно и безошибочно заполняя бесконечный лист анкеты, тщательно указывая свой рост в сантиметрах, вес в стоунах, размер одежды в бразильских единицах, цвет глаз на испанском языке (verde), не задумываясь и не стесняясь выливая на бумагу персональные данные и личные предпочтения. И это - еще не далеко не все.

Да, да, все мои дорогие любители пророческого и незамысловатого фильма Матрица, я обращаюсь к вам, будущее наступило. Ура! Все мы, как и было предугадано, стали поставщиками, но не энергии, нет, это было бы банально и просто, все мы уже стали генераторами и поставщиками самой подробной информации о нас самих. Информации, из которой, как фокусник из черного и блестящего цилиндра на глазах изумленной публики достает испуганного кролика, растрепанные молодые люди с дорогими гаджетами начинают доставать немалые денежные купюры. И бог бы с ними, с чужими деньгами, от меня не убудет, если кто-то продаст задорого фотографию моего автомобиля в своем Инстаграме. Тщеславие - дело такое. Проблема в другом – на основе наших вкусов и предпочтений нам уже готовят угощение и напитки. Хорошо ли это – спросите людей с вредными зависимостями, а также врачей с горькими пилюлями. А лично мне уже не нравится.

Я в домике

Все мы уже одной ногой уютно покоимся в «капсулах» своих собственных представлений об окружающем мире, а через видеопроводы, вместо матричной жизнеобеспечивающей смеси, нам ежесекундно подливают сериалы, фильмы, новости, мемы и прочие информпродукты. Экраны, экраны, экраны, повсюду экраны. Телефоны, телевизоры дома и в метро, планшеты и даже часы. На основе заботливо подаваемого видеоряда и умело подобранной сопровождающей музыки (эгегей! качество 4К и сразу на несколько устройств) в нас разгораются нешуточные эмоции, вскипает праведный гнев или наоборот, мы сладко засыпаем с улыбкой на лице, размышляя о нелегкой судьбе главной героини.

Нам есть теперь о чем проговорить - вы смотрели последнюю серию «вставьте любое слово»? и нам есть куда стремиться – смотрите, смотрите, это последняя модель «вставьте любое слово»! Мы захвачены и увлечены лихо закрученным сюжетом сериала, и кофе на плите снова убегает. А вот нам прислали смешной мем и мы спешим порадовать наших друзей. Мы снова заняты и счастливы. И не надо думать.

Рай?

Почти, в нашем затылке еще нет интерфейса, но помните, каждый наш клик, каждое полученное и отосланное сообщение в мессенджере, каждый совершенный осознанный или спонтанный выбор, позволяет поставщику видеоряда и информпотока еще точнее настроить систему подачи нужного ему контента в наш мозг.

Кажется, это неплохо, несколько итераций и вот наша «капсула» еще комфортней, а мир еще понятней, вот уже и льется к нам именно то, что мы все так любим. Точно, рай, не надо напрягаться, искать информацию, анализировать и обобщать. Вместо долгого листания страниц, поиска и чтения аннотаций, просмотра рейтингов, работы с фильтрами – мы ждем с нетерпением одну большую кнопку во весь экран «Тот самый фильм, который я хочу сейчас посмотреть».

Но с трудом оторвавшись от любого мерцающего прямоугольника, мы еще помним остатки логики, сформированной в нецифровое время, и пока можем с уверенностью сказать, что настоящее варенье пахнет не так, а супергерои не могут жить в канализации. Мы еще разумные люди. Но и этому скоро настанет конец.

Мы хотели как лучше

Хотите вы сказок – их есть у меня. Как и в любом ресторане, вас кормят тем, что приносит больше денег его владельцу. Именно эти яства и угощения будет подсказывать любезный официант, услужливо наклонившийся к вам и одновременно подсчитывающий в уме свои чаевые.

А что бы вы больше и чаще ели информацию - контент теперь тщательно подгоняют под вас, точно так же, как пару столетий назад ловкий портной, суетясь вокруг и пачкая вас мелом, подгонял под размер новое платье или сюртук, но сначала сняв все мерки.

Откуда они все знают про меня?

Мы сами доверяем поисковым машинам свои сокровенные мысли, которые порой постеснялись бы указать даже в анонимной анкете. Набирая в белом окошке свой затаенный вопрос - «Что делать, если.. «вставьте любое слово» мы трубим всему миру о себе. Вы можете сколько угодно отмечать во всех анкетах и опросниках, что вы не употребляете алкоголь, но, через доли секунд, после набора дрожащими пальцами в поисковике фразы «средство от похмелья» в ваш цифровой профиль добавится новый штрих, а в рекламу в вашем браузере, основываясь на степени дрожания ваших пальцев, добавятся баннеры о бесплатной доставке алкоголя на дом или, наоборот, об услугах по выводу из запоя.

И как только человек своими действиями в сети добавляет краски и узоры в свой цифровой профиль, продавцу сделать «удобный» контент становится проще, быстрее и дешевле. Почему «удобный» в кавычках, потому что контент действительно удобный, но не только для вас.

Как это все было

В интернете начиналось все с новостей, а точнее, с их отсутствия, когда новостные сайты стали выдавать кастомные новости на основе географической привязки IP адресов пользователей, одна и таже нейтральная новость могла одновременно появляться на экране жителя европейской страны и на экране ее «колонии», но нюансы, стиль подачи и окраски был разный. И все читали, и там, и здесь. Ура, новости подстраиваются под нас, мы читаем только то, что нам интересно.

Голос из зала - Кто тут решил почитать аналитические статьи, срочно дайте нам Кардашьян!!

И вы действительно полагаете что новости над поисковой строкой это новости ? Задумайтесь, как они там появляются и почему последняя новость так часто меняется. Все очень просто, перед вам раздел – самое читаемое. Каждый раз, кликая на манящую ваш разум строчку, вы поднимаете ее вверх и заставляете там оставаться все дольше и дольше. Разумеется, скажут вам, это сложный алгоритм, принимающий в расчеты множество параметров, сколько новостных агентств репостили эту новость и какой рейтинг у них, и прочее, прочее, прочее. Но скажите, только меня удивляет, что в топе московских новостей «человек укусил собаку» и «застройщик построил новый квартал»?

Больше просмотров, больше влияния, больше денег. А/В тестирование – выберите лучший вариант. Миллион тестирований за доли секунд.

А может быть и так. Вы вчера заходили на сайт о вкусной и здоровой пище, пожалуйста, сегодня на нашей новостной ленте есть замечательная новость про ЗОЖ. Именно новость, нет не реклама, (что вы?!, мы агентство новостей, а не рекламы), вот вам солидная «аналитическая» статья, правда написанная производителем продуктов для ЗОЖ. Но вы этого, скорее всего, не заметите, и будете сидеть на этом ресурсе и дальше. Вам кажется, что вы только подумали, и вот вам уже ответ. Проблема в том, что ответ неправильный, его сделали специально для вас. А за это вы отдаете самое ценное, что есть в сети, ваше внимание и время.

Логика бизнеса здесь проста и незатейлива - вы сидите на нашем сайте, мы получаем за это деньги рекламодателя, и мы, разумеется, приложим все усилия, что бы вы сидели у нас дольше, и при этом, вы сами расскажете нам - как это сделать. Хотите про ЗОЖ, пожалуйста, хотите про космос - не вопрос. Наш искусственный интеллект сгенерирует любой читаемый текст за 0.0051 сек.

Ах, вы любите независимое мнение живых людей, прекрасно - сколько у вас так называемых друзей в Фейсбуке, а сколько новостей от них вы видите в вашей ленте? Если кол-во друзей перевалило за пару сотен, задумайтесь, на основании какого алгоритма вам выдаются их посты?

Как живые существа с достаточным объёмом серого вещества в черепной коробке, мы будем потреблять любую информацию, все, что нам дают, вливают, всовывают и запихивают, особенно если это разжёвано и щедро приправлено незатейливым юмором, мемом или понятным только нам профессиональным сленгом. Наша привычка «жрать все», да, та самая, которая довела до излишнего веса, уродливой одежды и разбитых надежд огромное множество нормальных людей, точно так же заставляет нас бездумно и безумно проглатывать любую информацию, без меры и остановки. Не верите? Дочитайте яндекс дзен до конца.

И, в отличии от пищи, нас не стошнит, и даже не заболит живот.

Все это уже случилось, и достаточно давно. Но пока это цветочки. На рекламу можно поставить ад-блокер (а каково звучание!), новости можно не читать, страницу из фейсбука - попытаться как ЧакНоррис вырвать. Вы и новости — это разные вещи. Вы здесь, они там. Вы в однокомнатной квартире в Мытищах, они на яхте на Бали.

Голос из зала - Выключите электричество и мы все спасены.

Почему еще не все так плохо сейчас

О вас уже известно многое. Да и обо мне. Даже этот короткий текст расскажет обо мне больше, чем мой визави в фейсбуке, с которым я переписываюсь каждую неделю и выпиваю по кружке пива каждые две. Но, всех нас пока спасает то, что специалистов нет, или они не понимают, как можно сейчас монетизировать данные о том, что кто-то написал два твита в твиттере, залил смешное видео в ТикТок и убил 40 минут времени на спортивном сайте. Да, таких как я - несколько миллионов, но что дальше? Никто пока не в силах предсказать, какой сайт я открою утром и что куплю вечером. А нет денег – нет любви. Вы можете как лошадь, привести меня к водопою, но еще не в состоянии заставить меня пить.

Мы все еще судорожно держимся на поверхности благодаря тому, что сумрачная область коммерческой обработки терабайтов сгенерированной нами информации - кликов, маршрутов переходов, сетевых привычек, связей, сообщений - пока что прибежище истинных тру-математиков и проныр-шарлатанов, ловящих хайп на словах, как занозы торчащих из любой новостной ленты: нейронные сети и бигдата, стартап и ярды инвестиций.

Подход этих деятелей сейчас, как и в начале большинства великих открытий, вызывает улыбку. Сначала они собирают стог сена, а потом пытаются искать там иголку, и это при условии, что стог сена постоянно растет. Они хвастаются размером, забывая про умение. Смотреть назад и объяснять события всегда проще, чем предсказывать их. 94% преступников за 24 часа до совершения преступления ели хлеб, каков вывод современных аналитиков – хлеб надо запретить.

И к нашему большому счастью, многие данные, которые мы генерируем своей повседневной деятельностью - «грязные», они не структурированы и отрывчаты, это не аккуратная табличка в тетради пятиклассника. У человека может быть три телефона и два профиля в Инстаграме, в одном из которых он рокер Джо, а во втором - розовый единорог, занимающийся вышивкой крестиком. Чистым математикам с такими данными работать не просто, а шарлатаны - просто не понимают, что это. И пресловутое определение характера человека по его лайкам в Фейсбуке сегодня выглядит как анекдот про торговца на рынке, которому поменяли механические весы на электронные для контроля, но забыли, что дырки сверлят в гирях.

Судя по внешним признакам, сейчас обработка наших с вами данных идет на уровне – если рост продаж мороженого совпадает с ростом кол-ва тонущих в соседней реке людей, то надо запретить продажи мороженого, или еще хуже, увеличить продажи горячего кофе, но уже скоро, большинство догадается, что причина совпадений - это теплая погода.

На западе уже знают, какие продукты в супермаркетах будут пользоваться повышенным спросом накануне торнадо, но никто не знает - почему это так. И речь не о банальной воде. В нашей стране, к счастью, даже крупные торговые сети пока не в силах подготовить кастомные скидки для клиентов, охват идет на массы. Не верите - скачайте одно и тоже приложение супермаркета на разные телефоны и введите противоположные данные пользователя, разный возраст, пол, место жительства, любимые категории в покупках. Предложения, скидки, купоны будут, практически, одинаковые. Можете даже сходить в магазин в разное время и купить разнообразные наборы продуктов, результат будет тот же. А это все, между прочим, звонкая монета мимо кассы, а не какие то мифические лиды. Что-то пока не выходит каменный цветок.

Не стоит забывать, что супермаркеты уже давно научились вытягивать наличность из нашего кошелька, подталкивая к спонтанным покупкам, заманчиво располагая продукты в неоновом торговом зале специальным образом, например, в зоне алкоголя стоят подарочные конфеты и шоколадки, а рядом с мясом и рыбой будут соусы, специи и макароны. Пока они делают это на основании общих, не персональных данных. А теперь представьте, какое "шикарное" предложение они могли бы вам выкатить, если бы знали, что в холодильнике у вас закончились сыры и вино, а в бачке омывателя лобового стекла вашего автомобиля – незамерзающая жидкость.

А в тру-интернете уже все происходит именно так – вы смахнули пару фотографий понравившихся девушек в Тиндере, данные о ваших предпочтениях остались навсегда где-то в базе данных и, у вуаля, скоро очень похожая девушка будет вам рассказывать интересные вещи в ютубе. И вы сначала выберете это видео из тысячи аналогичных, что бы затем смотреть и пересматривать, даже не подозревая почему.

Почему будет плохо

С каждым новым, неслышно и торопливо крадущимся под нашими окнами серым днем, новейшие системы точного прицеливания и аккуратной подтасовки информации становятся все более изощрённей и цветасто-разнообразней. Нас начинают бомбардировать информацией пунктуально и расчетливо, зная наши слабые места в обороне. Спектр участников процесса расширяется сразу во все стороны, как вселенная - от Яндекс дзена, с его крайне невысоким порогом вхождения и последующего "эволюционного отбора" всего всплывающего наверх, до пресловутого Netflix и его одноименного Prize.

Масштабы растут, ежедневно все больше игроков приходят на рынок, что бы собрать информацию о вас, а затем использовать ее (против). Посмотрите, ежедневно появляются тысячи стартапов, построенных по незатейливой технологии «вставьте ваше слово» + искусственный интеллект. Скажите, что и где у вас болит, и мы скажем вам диагноз, одновременно закидывая ваш почтовый ящик спамом о чудодейственных лекарствах. Гонка технологий в полном разгаре, даже поверхностный взгляд на страницу соревнований Kaggel дает представление о ее масштабах – 50 тыс. долларов за систему распознавания токсичных комментариев на разных языках.

И люди с деньгами уже начинают охотиться за этими самородками и самоучками, знающих, не только как крутятся эти шестерёнки с вашими вкусами, любимыми героями и историей покупок, но и как это может принести деньги, большие деньги. Пока их редкие и точечные победы превозносятся как пришествие искусственного интеллекта и победы нейронных сетей, о них трубят газеты. Они уже учатся задавать правильные вопросы, и размеры исходных данных уже не так важны.

И уже совсем скоро, точно также, как сейчас гугл и яндекс кормит вас персональной и адресной рекламой на чужих сайтах, а новостные сайты и социальные сети - адресными новостями, вас начнут кормить «с ложечки» отфильтрованной и подготовленной для вас информацией (именно информацией) для формирования у вас новых «базовых» знаний. О мире, о природе вещей, о людях и событиях. А мы все будем это глотать с удовольствием, потому что это будет вкусно, это будет понятно, это будет именно так, как любим только мы.

Что? Не будете? Срочно закройте дзен и на заходите на новостные сайты неделю. Как вам?

Расслабленные, развалившиеся на диване и привыкшие, что поисковая выдача угадывает именно то, что нам надо, мы уже не идем дальше 3 страницы поиска, мы перестаем думать, уповая на современные информационные технологии. И вот это будет конец, ребята. И это уже не желтые новости и личные мнения ваших фейсбучных картонных друзей, это будут краеугольные камни того нового фундамента, на основании которого вы будете сами, подчеркиваю сами, делать свои выводы, и принимать решения.

Точно так же, как сейчас алгоритм фейсбука подсовывает вам только один пост их трех, которые написали ваши друзья, вам подсунут один учебник истории или географии из сотни возможных. Из лучших побуждений. Именно подсунут, потому что знают, что вы любите этого автора, вы с удовольствием читаете такой формат и предпочитаете именно такой простой стиль изложения. И вот уже дальше второй страницы в поиске - не ногой.

Больше того, вы еще скажете спасибо и порекомендуете этот сервис другим. Опять не верите – Википедия ждет вас.

И уже скоро, как сейчас полоумные старухи кричат беззубыми ртами на несанкционированных митингах «это правда, я по телевизору слышала, там не врут», вы сами будете с пеной у рта раз за разом повторять мантру «это правда, вот смотрите Википедия, учебник истории из гугл букс, и ветка сообщений из реддита, там же не врут, это независимые источники Интернета».

И вот уже коричневое эмодзи с большими глазами никого не шокирует, и рядом с ним могут жить четверо супергероев. А вот на горизонте появляются люди, считающие что земля плоская, следом подтягиваются последователи Pizzagate, и в очереди безумцев становится тесновато . Что не так с этими людьми, они что, не учились в школе? У них не было физики, астрономии, географии, истории? Наоборот, весь мир был на кончиках пальцев, но именно это их и погубило. Они искали про плоскую землю, и им с удовольствием рассказывали про нее. Они сказали, что любят читать про плоскую землю, и им перестали выдавать в поиске учебники физики и астрономии. У них поломаны/искажены базовые ценности. Это люди, уже существующие в своей уютной матрице со своей особенной логикой. Их не переубедить новостями или мемами, они объелись информацией. На каждый приведенный довод у них есть заранее подготовленный факт, найденный в том же интернете, именно факт, а не цепочка рассуждений. Зачем рассуждать и напрягаться, если два клика, и в вашем поиске будет как любите только вы. Сразу на первой странице.

Personal Jesus

Для всех остальных, у меня тоже плохие новости, знайте, что нас скоро ждет свой, глубоко личный и неповторимый мирок. Такой же, как сейчас персональный музыкальный плейлист, персональный поиск в гугл (не верите, зайдите к своему соседу по лестнице и попробуйте сравнить поисковую выдачу по вашему запросу) и многое другое.

Вы будете кататься по навигатору, который будет вас вести и заворачивать не самой краткой дорогой, но зато мимо торгового центра. А очередной букинг подсунет вам втридорога далеко не лучшие номера, зная о ваших фобиях (откуда, да вы сами кликали на эти ссылки и спрашивали гугл про клопов). И вы всегда будет думать, что это ваше обоснованное, логичное и, самое главное - правильное решение. В вашей вселенной. Вы будете считать себя мастером-установщиком фильтров – смотрите, я настроил так, как это надо только мне. Но у любого фильтра, как и у любой монеты, есть две стороны.

Вы будете уповать и ссылаться на цифровые технологии, забывая, что за ними стоит обычный человек (если бы я бы программистом-разработчиком навигатора, я бы ежедневно раскрашивал в бордовый цвет дорогу от работы к своему дому в 18:00). Добро пожаловать в Матрицу. Главное, что бы в медицинской энциклопедии не было опечаток.

Но винить надо прежде всего нас самих, бездумно раздающих направо и налево информацию о самих себе и своих маниях, о своих почтовых адресах и сообщениях (никого не удивляет что реклама начинает удивительно и забавно совпадать с содержанием ваших писем и сообщений?). Нас даже не надо упрашивать – наше тщеславие погоняет нас, как заправский цирковой наездник ловко заставляет нарядных лошадей скакать по манежу, каждый круг выполняя все более и более рискованные трюки.

Виноваты мы, повествуя о своих привычках и фантазиях в обмен на виртуальные фантики (внезапно сгорающие по решению наблюдательного или еще там какого совета – привет Рокетбанк!). Сколько бесценного времени человечества было потеряно, выбирая категории с повышенным кэшбэком или мучительно размышляя, с какой банковской карточки оплачивать и получать кэшбэк – здесь будут виртуальные рубли, меньше, но сейчас, а там будут виртуальные баллы, больше, но потом. Не заблуждайтесь, вы не экономили на этих кэшбэках, (ради интереса - сравните за сколько вы заработаете ту же сумму денег) вы генерировали информацию о себе, делали это бесплатно и бесплатно раздавали ее всем желающим.

Кликая на любезно подтасованные ссылки, устало прислонившись к холодным дверям вагона метро или вольготно развалившись на кожаном сидении служебного автомобиля, сохраняя в памяти телефона смешные картинки для дебилов, отвечая на дурацкие и не очень вопросы, выбирая из двух вариантов один правильный, нажимая на кнопку «Понравилось», подписывая обращения и петиции, вы рассказываете о себе много, если, практически, не все. Сами того не ведая, капля за каплей, наполняя новым золотом эксабайты сетевых хранилищ.

Эпилог

Если вы разбрасываете по улице бумажники с хрустящими купюрами, не надо удивляться, что кто-то их находит и достает оттуда деньги. Но это полбеды, беда в том, что если вы этого до сих пор не понимаете, то вами можно манипулировать. А если вами можно так просто манипулировать, то ответьте себе на простой вопрос – вы свободны?