Найти в Дзене
23-й этаж

Танк оказался тяжелым? О-Очень неожиданно...

В марте 1946 г, Уинстон Черчилль произнес знаменитые слова о "железном занавесе". Началось противостояние двух идеологических систем. Стала набирать обороты гонка вооружений. Конструкторы бронированных машин задались целью создать супер-танк. Пушка калибра 130 мм. Восемь пулеметов, включая зенитный. Броня толщиной почти 300 мм. Двигатель мощностью 1000 л.с. Боевая масса 68 тонн. Это характеристики самого тяжелого советского танка ИС-7. Всего было построено пять таких исполинов. На вооружение танк не приняли. На испытаниях машина не получила одобрение государственной комиссии. ИС-7 получился очень громоздким. Он не смог бы проехать по многим автомобильным мостам. Те просто не выдержали бы его веса. Для транспортировки супер-танка понадобились бы специальные железнодорожные платформы, большегрузные прицепы и тягачи. Концепция тяжелых танков была пересмотрена. Для обеспечения достаточной подвижности масса танка не должна была превышать 50-ти тонн. Вы думаете, мы одни такие умные? В опр
ИС-7
ИС-7

В марте 1946 г, Уинстон Черчилль произнес знаменитые слова о "железном занавесе". Началось противостояние двух идеологических систем. Стала набирать обороты гонка вооружений. Конструкторы бронированных машин задались целью создать супер-танк.

Пушка калибра 130 мм. Восемь пулеметов, включая зенитный. Броня толщиной почти 300 мм. Двигатель мощностью 1000 л.с. Боевая масса 68 тонн. Это характеристики самого тяжелого советского танка ИС-7.

ИС-7
ИС-7

Всего было построено пять таких исполинов. На вооружение танк не приняли. На испытаниях машина не получила одобрение государственной комиссии. ИС-7 получился очень громоздким. Он не смог бы проехать по многим автомобильным мостам. Те просто не выдержали бы его веса. Для транспортировки супер-танка понадобились бы специальные железнодорожные платформы, большегрузные прицепы и тягачи. Концепция тяжелых танков была пересмотрена. Для обеспечения достаточной подвижности масса танка не должна была превышать 50-ти тонн.

Вы думаете, мы одни такие умные? В оправдание наших конструкторов, отмечу, что немцы еще во время войны "заигрались" в танчики и, переключившись с "Кошачьих" на "Грызунов", сильно увлеклись гигантизмом. Новые машины стремительно набирали вес. Итогом их фантазий и "хотелок" явился знаменитый "Маус", он же Porsche 205.

"Маус". (также применялись наименование Porsche 205).
"Маус". (также применялись наименование Porsche 205).

Масса танка - 188 тонн. Экипаж - 6 человек. Скорость - 11 - 15 км/ч. Вооружение: 128 мм. пушка KwK-44 L/55 и 75 мм. пушка KwK-40; 7,92 мм. пулемет MG-42.

А рекордсменом среди всех спроектированных «танков-монстров» является сухопутный крейсер Ratte («Крыса»), его вес – 1 тыс., а длина – 39 м. Он так и не был построен из-за отсутствия технологий и оборудования. Эксперты называют его один огромный недостаток – уязвимость для авиационных бомб.

сухопутный крейсер Ratte («Крыса»)
сухопутный крейсер Ratte («Крыса»)

И, осмыслив все вышесказанное, я даже не буду спрашивать - "зачем"? Это и понятно, основной посыл здесь - это повышение защищенности и увеличение мощности вооружения. И от роста массы тут никуда не денешься.

Но меня удивляет здесь совсем другое.

Возвращаясь к повествованию о проектах советских конструкторов, в частности, к упомянутому выше ИС-7, не могу не отметить некоторую странность в их реакции на конечный результат своих трудов.

- "Товарищи, кто знает, а почему танк такой тяжелый получился?". И как же его теперь перевозить? Да и по мостам он не проедет... Как же быть?

Здесь я в тему вспомню старый анекдот:

- Сообщение: Произведено испытание атомной бомбы мощностью от 20 до 150 килотонн.
- Почему такой разброс в параметрах?
- Мы думали 20 килотонн, а она, ка-а-ак бабахнет!

Трудно предположить, что в процессе формирования технических требований к изделию, создания эскизного проекта и дальнейшего проектирования, ни у кого не возникло сомнения в практической ценности нового танка. Даже в процессе производства этого тяжеловеса никого не "торкнуло" и не осенило - а как же сие творение будет ездить по мостам и железной дороге. Своим-то ходом даже до Берлина далековато, да и речек на пути "пруд пруди". А до Ла-Манша уж точно не доедешь. И годится сия "колесница" только для покатушек вокруг полигона. А тогда к чему весь этот "сыр-бор"? Неужели заранее не понятно, что изделие получится неподъемным? Я в недоумении!

Подскажите, кто понимает в этом вопросе.

Спасибо, что дочитали!