Когда вы отправляли первоклашку в школу, сердце колотилось от волнения и торжества происходящего. Трепетно родители учили своих героев чертить поля, точить карандаши и весь первый год сидели вместе, считали две клетки вниз четыре слева, чтобы чадо понимало, где писать «Ответ: ...». Большинство взрослых, и даже бабушки, к середине второго класса просто спрашивают: «Уроки сделал?».
Шли годы, и, как всегда, незаметно 1А превратился в 7А. Кто знал, что всё пойдёт не по плану? Что не педагог будет объяснять новый материал по политологии или физике, а вы, хирург или тракторист, например.
Сегодня родительские чаты пестрят сообщениями с мольбами о том, что на семейных советах все склоняются к тому, чтобы продлить учебный год до конца июня, лишь бы сейчас избавиться от необходимости вникать во все существующие науки, но при этом не отстать от школьной программы. Родителей можно понять. Даже те, кто не путает органическую химию с неорганической с трудом вникают в процессы выделения тепла и энергии. Пытаясь понять, чего хочет школьная программа, родители всеми силами пытаются донести до ребёнка истину, а те, в свою очередь вообще перестают понимать, что происходит.
Давайте честно. Важно, и казалось бы не по теме, но не все морально и физически, как оказалось, просто готовы находиться со своей семьёй 24/7. Что уж говорить о том, что резко возросло количество обращений о домашнем насилии, и дети самая незащищённая категория.
Даже, если всё благополучно в семье, дома отличная от школьной обстановка, бабушка с сырниками, не заправленная кровать, ребёнку, а тем более подростку с неразделённой любовью и новым прыщом на носу сложно в таких условиях слушать пересказ мамы «своими словами» о строении ДНК и РНК или про древлян с печенегами. А скорее всего и про одно и про другое... Часто родители идут по проторенной тропе, мол, хочешь, чтобы было сделано хорошо (в данном случае хотя бы просто сделано), сделай сам.
И тут другая сторона медали. В те же чаты пишут учителя, с просьбами не делать за детей проекты, доклады, упражнения, задачи. Почти 90% учеников показывают отличные результаты, особенно удивляют те дети, которые учились на «удовлетворительно» и вдруг превратились в отличников при изучении сложнейшей темы. Учителя бьют тревогу: кроме обмана и хитрости дети не научатся ничему за этот период.
Дети, которые делают домашние задания сами, конфликтуют со своими друзьями, которые резко и несправедливо вырвались вперёд по оценкам. Обидно, безусловно.
Надо понимать, что остановить это безобразие, или придать этому процессу какую-то жизнеспособную форму можно и нужно, и чем быстрее, тем лучше. Как сказал наш Президент: «У нас нет выбора». Сегодня нам стоит договориться прежде всего с собой, что уделять ребёнку время нужно, да, больше чем обычно, но сделать это необходимо. Это как не сбежать с поля боя и не бросить раненного. Если вы понимаете и честно признаетесь хотя бы себе в том, что реально не в силах помочь ребёнку, по возможности и без фанатизма дайте ему понять , что он молодец, что он справится, и если седьмой раз прочитать условие задачи, шанс решить её увеличится в разы. Вы же в него верите, вы же рядом.
Важно сейчас не ставить рекорды и не стремиться к блестящему результату, а договориться с педагогами о том, что главное - не отбить желание учиться, нужна сама непрерывность процесса, стремление, желание вникнуть, а ошибки это тоже результат деятельности. Самостоятельной деятельности, достойной уважения.