В обычном представлении время это некая последовательность моментов, точнее интервалов – минут, часов, дней или лет, эта последовательность течет равномерно, и с помощью которого мы все измеряем наши движения и изменения, происходящие как во внешнем мире, так и в нашей собственной жизни.
Как мы воспринимаем пространство и время через призму своего сознания.
Всем известно, что время и пространство, относятся к числу тех явлений, которые несут в себе некоторую неопределенность.
Наверняка многие из вас заметили, насколько меняется восприятие времени с возрастом, как оно ощущается нашим сознанием. Нам всем кажется, что время с возрастом идет быстрее, но на самом деле, это обман сознания. Вспомните, когда вы едете куда-то впервые, дорога кажется долгой, а когда вы едете обратно, вам кажется, что время идет быстрее. На самом деле, мозг "сжимает" ту информацию, которую он уже фиксировал, поэтому дорога обратно кажется быстрее. Изменения в ощущении времени связаны с тем, что взрослые люди уделяют событиям меньше внимания из-за того, что они уже знакомы, поэтому кажется, что время протекает быстро. Дети, в свою очередь, заинтересованы всеми событиями, и их мозг обрабатывает гораздо больше информации, соответственно, время как-будто бы идет медленнее.
Восприятие времени
Время определяется как отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений нашей действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга.
В античности время рассматривалось в связи с жизнью космоса и отождествлялось с движением небосвода, трактовалось как продукт человеческой субъективности: идеи внутреннего времени и внешнего времени. В эпоху становления экспериментально-математического естествознания, формируется новое, геометрическое, понимание времени. Идеи И. Ньютона об абсолютном и относительном времени полностью изменили представления о данной категории в науке и сыграли важную роль в дальнейшем развитии идей в этой области, где впоследствии возникает психологическое понимание времени. Время представлено на разных уровнях и с различных позиций, это время физическое, биологическое, социальное (общественное), и историческое.
Восприятие пространства
Чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей, их величины и формы, их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. К восприятию пространства иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела наблюдателя (так называемая схема тела). Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного (кинестетического), кожного и вестибулярного анализаторов.
Время и пространство есть формы внутреннего чувства, т.е. созерцания человеком самого себя и своего внутреннего состояния.
Однозначного ответа на вопрос, существует ли время и пространство в объективной реальности, дать невозможно, так как человеческое сознание ограничено, но изучать проявления взаимодействия человека с различными объектами через призму пространства и времени представляется значимым.
Наиболее перспективные и характерные исследования в области изучения времени:
1) измерение (отсчет) времени организмом — психофизиологический план, проблема «биологических часов».
2) анализ закономерностей восприятия и переживания времени — зависимость этих процессов от эмоциональных состояний, установок сознания, «моторного аккомпанемента», способов организации времени индивидом.
3) личностные особенности в отношении ко времени — переживания времени от этапов жизненного пути.
Появление первых идей о психологизме пространства и времени и, как следствие, развитие этих идей в современной психологии приводят нас к выводу о том, что эти категории являются неотъемлемой частью жизни человека. Они оказывают влияние на его судьбу, на систему представлений и ценностей, на успешность или неуспешность в современном мире, на результаты труда и особенности поведения в различных ситуациях. Данные категории нельзя игнорировать, так как они представляются важными в процессе изучения сущности человека.
https://t.me/litepsychology