22 мая Госдумой в третьем чтении был принят законопроект о введении "неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Данный законопроект нацелен в том числе и на поддержу туристической отрасли и перевозчиков, которые пострадали из-за пандемии.
В первом чтении предлагалось в качестве альтернативы возврата денежных средств за несостоявшуюся поездку выделить туристам ваучеры на сумму, равную затратам на приобретение предыдущего тура. Такой ваучер турист мог "обналичить" путем приобретения новой путевки у своего туроператора. Во втором и третьем чтении эту и другие инициативы доработали.
Каким образом государство намерено разрешить непростую ситуацию в отношениях между туроператорами и туристами? И как будут возвращаться затраченные на поездку средства?
Что включает в себя законопроект?
Внесенные поправки дают право туроператорам договариваться с туристами о переносе оплаченных туров, отмененных из-за ЧС, на более поздние сроки.
- Правительство имеет право устанавливать в 2020 и 2021 году основания, порядок, сроки и условия отмены или переноса бронирования номеров в гостиницах или в другом месте, в том числе условия возврата денег.
- Правительство также сможет определять условия изменения и расторжения договоров перевозки, возврата платы за проезд и провоз багажа при введении режима ЧС или повышенной готовности.
- Авиа- и другим перевозчикам можно отказаться от выполнения рейсов и вернуть деньги за билеты. Пассажиры также могут отказаться от поездки — компания обязана будет вернуть деньги за проезд и провоз багажа.
- Правительство вправе изменить сроки уплаты либо уменьшить размер взноса в фонд персональной ответственности туроператора, если иностранное государство примет решение ограничить въезд туристов в страну, либо в этой стране возникнет угроза для российских граждан.
Что изменилось в законопроекте с момента первого чтения?
- В законопроекте осталось упоминание об обязанности туроператора предоставить равнозначный продукт. Однако в окончательной версии проекта требования к характеристикам этого продукта исчезли.
- Ранее были детально прописаны условия для туроператоров, где говорилось о том, что туроператор обязан вернуть средства за тур с процентами, а также не в праве требовать доплату за равнозначный тур. В обновленной версии эти требования исключили.
- В окончательной версии законопроекта не указаны возможные сроки действия отсроченных обязательств туроператоров. Их должно назначить правительство.
Какая альтернатива ваучерам?
В Ассоциации туроператоров России пояснили, что принятие закона потребует подготовки нормативно-правовых актов, уточняющих порядок и правила применения нововведений. Вероятнее всего, процесс будет регулироваться Гражданским кодексом и законом "О защите прав потребителей", а значит туристам будет предложено заключить дополнительные соглашения к существующим договорам.
Мнения туристической отрасли
Специалисты считают, что в условиях, в которых вынужденно оказались туроператоры и туристы, данный законопроект – единственная эффективная мера спасения отрасли от дефолта.
Зарина Догузова, глава Ростуризма :
"Если законопроект вступит в силу, это позволит отрасли пережить полную остановку мирового туризма и продолжить выполнять свои обязательства перед туристами в части организации отдыха"
Тарас Демура, генеральный директор "TUI Россия":
«Принятие этого закона – непростая, но необходимая мера в сложившихся обстоятельствах. Туроператоры, авансировавшие средства перед летним сезоном поставщикам, в ситуации, когда границы закрыты, просто не имеют к ним доступа. Поставщики: отели, авиакомпании, транспортные компании готовы оказывать услуги и признают за операторами оплаченные депозиты, но для их зачета необходимо разморозить туристическую деятельность: как в России, так и за рубежом.
Законопроект - важная мера, направленная в первую очередь за защиту прав туристов. Он позволит сбалансировать долговую нагрузку туроператоров, привязав выполнение обязательств перед туристами к срокам возобновления деятельности, открытия направлений. Повторюсь, это направлено в первую очередь на то, чтобы туристы получили забронированный отдых или возврат средств и для этого необходимо, чтобы индустрия заработала. Я понимаю, что это большая ответственность для туроператоров."
Сергей Толчин, исполнительный директор "Intourist":
"Власти видят проблемы, с которыми столкнулись туроператоры, давая им возможность выполнить свои обязательства, а туристам сохранить свои средства или воспользоваться услугами. При этом окончательная ясность появится, когда будут приняты соответствующие постановления правительства, которые определят важные детали — в том числе, по срокам исполнения обязательств".
Команда Skyroam ждет возобновления путешествий вместе с вами