Ли Краснер - человек, художник, жена. Именно в таком порядке.
Характеризуя творчество Ли Краснер исследователи занимают одну из двух позиций: они либо связывают развитие ее индивидуальной манеры с влиянием на нее ее мужа, художника Джексона Поллока, либо столь активно реабилитируют ее творческую независимость, что итогом их размышлений становится чуть ли не полная передача ей авторских прав на работы и методы живописи Поллока.
Предлагаю, не умаляя достижений обоих художников и не впадая в дискуссионные крайности, наглядно познакомиться с ретроспективой творчества Ли Краснер как самостоятельного деятеля искусства.
Лена (Ли) Красман на автопортретах 20-21 год. Живописи Краснер училась в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, где познакомилась со своим первым (гражданским) мужем, художником Игорем Пантюховым. Отношения пары были сложные, но Ли обладала удивительным терпением и 10 лет проглатывала все унижения во имя любви и искусства. В творческом плане Пантюхов - художник, далекий от абстрактного искусства, к которому уверенно шла Краснер, вдохновляясь Матиссом, Пикассо и Хофманном, занятия которого Ли Краснер посещала вместе с Пантюховым.
Влияние Ганса Хофманна чувствуется уже в работах Ли Краснер 30-х гг. Приверженец модернистских направлений, он рассказывал своим студентам, что "натюрморт, фигура или пейзаж – лишь призыв к творчеству, но не его истинный объект. В конечном итоге художник рисует всегда свой внутренний мир, свою душу." Однажды Джексона Поллока случайно упомянули среди учеников Хофманна, но тот поспешил поправить собеседника – «Поллок был не моим учеником, он был учеником моей ученицы (Ли Краснер)».
К 40-м она подошла уже будучи хорошо известным художником-абстракционистом с рядом выставок за плечами и обширными связями в творческой среде Нью-Йорка. (С работами Джексона Поллока Ли Краснер знакомится в 1941 году в процессе подготовки к масштабной выставке, на которой должны были быть представлены не только их произведения, но и картины других художников абстрактного направления. Она влюбилась в них и в него самого и 15 лет провела рядом, поддерживая и продвигая (Поллок получил всеобщее признание к 1947 году, изобретя авторскую технику создания живописи), борясь с его тяжелой алкогольной зависимостью, знакомя с коллекционерами и меценатами, организуя его выставки и привлекая к его творчеству всеобщее внимание.)
При этом, с 1941 по 1955 Ли Краснер находила время на то, чтобы писать. Ее работы этого периода излучают всю гамму чувств, которые ей выпало испытать в браке с художником: от безудержной любви и страсти, но горечи и страха. Например, картина Луна в пустыне, созданная в технике коллажа из неудавшихся работ Поллока - очевидный крик в искренней боли. (На тот момент ее муж, снискавший мировую славу, проводил время не над холстами, а на нескончаемых вечеринках, находился в неконтролируемом запое и пугал Ли дикими выходками. Летом 1956 г. Джексон Поллок погиб в автокатастрофе, подвозя после вечеринки любовницу с подругой будучи нетрезвым.)
Пройдя через очередные тяжелые взаимоотношения, Ли Краснер нашла в себе силы и продолжила развивать свой художественный метод. Именно период 50-х гг. считается наиболее зрелым и сильным этапом ее творчества. В ее живописи отчетливо проявляется биоморфность, скругленность форм, цвета становятся более сложными, композиции уже не дробятся на множество фрагментов.
Но на меня лично большее впечатление произвел поздний период ее творчества, когда в произведениях "появился воздух", колорит стал более радостным и свежим, а техники и приемы разнообразнее.
Подписывайтесь на Искусство. Знаем и понимаем. чтобы не пропустить что-нибудь интересное об искусстве. Если эта статья Вам понравилась, не забудьте поставить лайк! Всем прекрасного дня!