Найти тему
Чтец смыслов

В Неделю седьмую по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский

Митрополит Григорий (Постников) — выдающийся русский пастырь-проповедник, оказавший сильнейшее влияние на становление святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн в своих дневниках свидетельствует, что на протяжении всей жизни пользовался проповедями владыки Григория и считал его «русским Златоустом».

В НЕДЕЛЮ СЕДЬМУЮ ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ОТЦОВ I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Иисус Христос есть истинный Бог

Сегодня Святая Церковь празднует весьма благодетельное для всех нас действие святого I Вселенского Собора. Как в начале христианства иудеи и язычники всевозможно старались выдавать христианскую веру за глупую и вредную, так в конце третьего и в начале четвертого христианского века в самом христианстве нашлись люди, всемерно старавшиеся выдавать Иисуса Христа просто за человека, только больше других облагодатствованного от Бога. Святые епископы, по гласу равноапостольного царя Константина собравшись со всех мест известного тогда христианского мира в малоазийский город Никею и рассмотрев означенное весьма вредное еретическое заблуждение некоторых лжеучителей, именно: заблуждение Ария и его последователей, торжественно отвергли оное и утвердили, что Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, рожденный, а не сотворенный, Единосущный Богу Отцу, истинный Бог.

Истина, что Иисус Христос есть истинный Бог, достойна всего нашего внимания. Обратим на эту истину глубочайшее внимание.

Читая святое Евангелие без предрассудков, тотчас видим, что нельзя нам признавать Иисуса Христа простым челове­ком. Из малого и ничтожного городка Назарета, из хижины бедного ремесленника, не учившись ничему ни у кого из уче­ных мира, Иисус Христос вдруг явился всенародным учи­телем и учил нравственности столь чистой, совершенной и соответственной всем истинным потребностям человеческой природы, что так не учил до Него совершенно ни один мудрец мира. Он говорил о самых возвышенных, только долгим временем изучаемых предметах так просто и свободно, как мы говорим о наших самых обыкновенных житейских делах. На самые трудные, запутанные и ухищренные вопросы, какие предлагали Ему враги Его и каких в то время не мог основательно решить никто из людей, давал Он ответы без малейшего замедления и столь решительные, что всякий чувствовал их истину и не мог продолжать вопросов. Он знал даже самые сокровенные мысли и чувствования сердца Своих друзей и врагов и, когда было нужно, тотчас обнаруживал их. О будущих событиях, о будущей судьбе собственной, о будущей судьбе Своих учеников и Своих соотечественников говорил Он как о деле настоящем. Древние пророки начинали свою проповедь так: Сияили тако глаголет Господь; Иисус Христос почти всегда говорил от собственного лица: Аз глаголю вам (Мф. 5, 22 и др.), Аз посылаю вы (Лк. 10, 3; Ин. 20, 21), Аз дам вам уста и премудрость (Лк. 21, 15) и т. п. Словом, в Иисусе Христе видны разум и величие совершенно не человеческие, но Божественные.

Смотря на чудотворения Иисуса Христа, видим в Нем неограниченного Властителя всех сил природы и всех духов. Когда Он выражал какое-либо желание или повеление, тогда все стихии мира тотчас оказывали покорность Ему. Он некогда повелел буре и волнующемуся морю — буря тотчас прекратилась, и море утихло (Мф. 8, 26; Мк. 4, 39; Лк. 8, 24). По Его дозволению апостол Петр ходил в бурю по морским волнам как по земле (Мф. 14, 28-29). Он произносил только слово или касался только рукой — и слепые получали зрение, глухие — слух, немые — употребление языка, расслаблен­ные — силу и крепость. Его слово было так сильно, что в одно мгновение исцеляло даже таких страдавших тяжкой болезнью людей, которых Он не видал и которые были от Него в боль­шой отдаленности (Мф. 8, 5-13; Лк. 7, 2-10). Он будил умерших как бы спящих — и умершие тотчас пробуждались, вставали в полной силе и продолжали жить (Мф. 9, 24-25; Лк. 7, 14-15; Ин. 11, 43-44). Он повелевал злым духам, мучив­шим людей, оставить тех людей — и бесы тотчас покорялись Ему (Мф. 17, 14-18; Лк. 4, 33-35 и др.). Вообще произвести величайшее, превышающее все человеческие силы чудо для Него не больше значило, как для нас, людей, самое простое и обыкновенное дело.

Посмотрите еще на сердце Христово — как оно пре­красно! Какой оно исполнено любви и нежности! Всякое слово, всякое действие Иисуса Христа — любовь! Всякий день непрерывно то утешал Он несчастных, то исцелял больных, то обогащал спасительными сведениями и выводил заблуждающих на путь истины! Как нежно обращался Он со всеми! С какой любовью привлекал к Себе великих грешников! Как Он рад был прощать грехи их! Как великодушно платил Он Своим врагам за все их оскорбления благодеяниями! Как плакал Он об ужасной участи, имевшей постигнуть развратный и ожесточенный Иерусалим! Кто хочет видеть всю красоту сердца Христова вдруг, тот пусть прочтет, что Он говорил со Своими учениками и как молился в последние минуты перед Своим страданием. Еще не было любви, кото­рая бы когда-нибудь так говорила и молилась!

Намерение, с каким Иисус Христос действовал, всегда было совершенно чисто. Во всю Его земную жизнь у Него ничего не было в виду, кроме просвещения, вразумления, исправления или, одним словом, спасения людей и славы Своего Отца — Бога. Однажды около пяти тысяч народа, кроме женщин и детей, восхитясь Его чудодействиями, хотели провозгласить Его своим царем на земле, но эта лест­ная почесть так была неугодна Ему, что Он тотчас скрылся от народа на гору один и провел там всю остальную часть дня, весь следовавший вечер и половину ночи в молитве. Из сего уединения рано вывела Его только опасность Его ученикам, тонувшим в море (Ин. 6, 15-21).

Хвалят доброту сердца и великие дела некоторых мужей старого и нового мира,— но был ли из них хоть один не зара­женный какой-либо низкой страстью? В Иисусе Христе не видим не только никакого порока, но ниже' малейшего недостатка! На Него непрерывно обращены были тысячи самых зорких глаз; Его враги следили за Ним во всех положе­ниях жизни, часто с самым жадным нетерпением обличить Его в чем-либо, и никогда не находили в Нем ничего пороч­ного. Его уважали — Он не гордился; нагло нападали на Него с бранью и с камнями — Он не терял присутствия и спокой­ствия духа. Словом, нельзя найти у Него ни одного поступка, ни слова, которых здравый разум не одобрил бы вполне. Этот беспримерный характер Он выдержал до самого конца Своей земной жизни. Когда в последние часы и минуты Его жизни подвергали Его ужаснейшим мучениям и ругались над Ним самым язвительным образом, Он не показал ничего недостой­ного Своего величия ни словом, ни телодвижением и умер, ясно выражая глубочайшую преданность Богу, Которого всегда называл Отцом, и самую сердечную любовь к людям, даже врагам. Был ли еще кто-нибудь на земле, кто так жил, так стра­дал и так умер? Если бы и теперь пришел на землю Сын Божий, или Бог, и стал бы жить среди людей как человек, то как иначе Он стал бы жить, говорить и действовать, если не так, как Он жил, говорил и действовал в Лице Иисуса Христа? Какие Он имел бы лучшие качества сердца? Какие Он сделал бы важ­нейшие благодеяния людям? Не можем представить ничего благороднее, выше и важнее того, что видим в Иисусе Христе!

Теперь послушаем, что говорил Иисус Христос Сам о Себе. Он утверждал, что был прежде Авраама (Ин. 8, 58); что Он имел у Своего Отца Бога славу прежде бытия мира (Ин. 17, 5); что Он исшел и пришел в мир от Бога Отца (Ин. 16, 28); что Он и Бог Отец одно (Ин. 10, 30); что всё, что имеет Отец, Его (Ин. 16, 15); что как Отецвоскрешает мертвых и оживляет, так и Он — Сын оживляет, кого хочет (Ин. 5, 21); что как Отец имеет жизнь в Самом Себе, таки Ему, Своему Сыну, дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 26); что Отец и не судит никого, но весь суд отдал Ему, Своему Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин. 5, 22-23). Кратко: если читать Евангелие святого Иоанна, то найдем очень много изречений Иисуса Христа, ясно показывающих, что Он есть Единородный, естественный Сын Бога Отца и Бог истинный.

Вспоминаю два особенно примечательных относящихся сюда обстоятельства. Вот первое: иудеи, слушая некогда уче­ние Иисуса Христа, заметили, что Он выдает Себя за Бога, посему почли Его за богохульника и хотели убить Его кам­нями. Иисус Христос ясно видел их мысли и их неудовольст­вие, и если бы Он не был в самом деле Бог, то справедливость от Него требовала тотчас объясниться, или показать, что Он именно хотел сказать и что Он сказал не то, что они разу­меют. Ему должно было исправить их мысль, но Он не только не исправил их мысль, а еще защищал ее. Не написано ли в законе вашем,— сказал Он,— Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,— Тому ли, Которого Отецосвятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим (Ин. 10, 34-38).

Вот другое обстоятельство: первосвященник иудейского народа, законный и главный судья в делах веры, спрашивал Иисуса Христа: Ты ли Христос,Сын Божий? — то есть истинный, а не какой-нибудь только по благодати так назван­ный, как мог называться всякий истинный израильтя­нин; спрашивал в суде, в присутствии священников, закон­ников и старейшин народа; спрашивал притом, заклиная Его Богом живым сказать истину (Мф. 26, 63). Что же Он сказал? Ты сказал,— то есть: «Я в самом деле Сын Божий», и при­совокупил: — даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на обла­ках небесных (Мф. 26, 64).

Если при всем сказанном обратим внимание на чудеса, совершившиеся при Христовой смерти, на внезапное, до трех часов продолжавшееся помрачение солнца, на землетрясение, на восстание мертвых из гробов, а наконец на воскресение из мертвых Самого Иисуса Христа, которое Он обещал неве­ровавшим иудеям в доказательство истины Своего учения (Мф. 12, 38-40), на Его вознесение на небеса и ниспослание Всесвятого Духа, то, без каких-нибудь самых грубых предрас­судков, никак не можем не сказать об Иисусе Христе с самым глубоким убеждением того же, что сказал сотник, стоявший при кресте Его: воистину Он был Сын Божий (Мф. 27, 54)!

И святые апостолы не иначе свидетельствовали об Иисусе Христе, как об истинном Сыне Божием и Боге. Апостол Павел говорит, что в Иисусе Христе обитает вся пол­нота Божества телесно, то есть явным образом (Кол. 2, 9); что Он великий Бог и Спаситель (Тит. 2, 13); что Он есть сущий над всем Бог, благословенный во веки (Рим. 9, 5). Апостол Иоанн говорит, что воплотившееся Слово, Иисус Христос, есть Бог (Ин. 1, 1); что все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3), то есть Он Создатель всей вселенной и в целой вселенной нет ничего, что создано было бы не Им. Апостол Иуда называет Его еди­ным Владыкою, Богом, Господом (Иуда. 1, 4) и от людей, отме­тающих Его Божественное величие, остерегает, как от людей нечестивых, пошедших в путь Каинов, предавшихся обольще­нию мзды Валаамовой, осквернителей (Иуда. 1, 11-12).

А впрочем, братья, только при вере в Божество Иисуса Христа мы находим в своем сердце спокойствие и утешение. Только при вере в Божество Иисуса Христа можем понимать причину, по которой святые пророки Ветхого Завета посто­янно говорили о Христе как о Лице совершенно чрезвычай­ном. Только при вере в Божество Иисуса Христа понятно, почему Бог Отец благоволил сделать такое важное приготов­ление к Его явлению в мире. Только при вере в Божество Иисуса Христа учение Евангелия для нас божественно и мы можем следовать ему совершенно надежно, несмотря на то что в нем инде (местами) заключается нечто и такое, чего не понимает наш разум. Только при вере в Божество Иисуса Христа мы можем вполне чувствовать силу слов Христовых: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16). Только при вере в Божество Иисуса Христа мы можем чувствовать основательность надежды Апостола: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8, 32).

Великий Боже, Иисусе Христе! Теперь мириады чистых духов и блаженных душ стоят вокруг Твоего престола и, поклоняясь Тебе, восклицают: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение (Откр. 5, 12); а некогда преклонится пред Тобою всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 10). Оживи и укрепи в нас веру в Твое Божество, дабы мы, постоянно живя по Твоему учению, непрестанно и в настоящей, и в будущей жизни вместе со всем созданием славословили Твою честь, и славу, и державу во веки веков (Откр. 5, 13). Аминь.

Издательство "Булат". Тверь, 2012
Издательство "Булат". Тверь, 2012