Найти в Дзене
23-й этаж

Танк Т-34. Фрикцион. Ошибка конструктора? (Часть 4)

Небольшое техническое расследование: Для поворота танка необходимо, чтобы скорость вращения гусениц была разной. Танк поворачивает в сторону гусеницы с меньшей скоростью вращения. За это, на первых танках, отвечали бортовые фрикционы. Механик водитель управлял ими с помощью рычагов. Для поворота нужно было затянуть тормоз одного из фрикционов. Тем самым уменьшалась скорость вращения одного из ведущих колес, а соответственно и гусеницы. Этот процесс требовал значительных усилий от механика-водителя. К тому же, сильно терялась мощность двигателя, изнашивались детали. Нужно было избавиться от этих недостатков. Теперь, рассмотрим, как структурно выглядела схема трансмиссии с бортовыми фрикционами, и то, какой она стала на танке Т-64. Это пожалуй одно из самых революционных технических решений в истории советского танкостроения. Изначально, мощность вырабатываемая двигателем (коричневый), через входной редуктор (зеленый) и главный фрикцион (фиолетовый/розовый), передавалась на коробку пер
Бортовые фрикционы.
Бортовые фрикционы.

Небольшое техническое расследование:

Для поворота танка необходимо, чтобы скорость вращения гусениц была разной. Танк поворачивает в сторону гусеницы с меньшей скоростью вращения. За это, на первых танках, отвечали бортовые фрикционы.

Механик водитель управлял ими с помощью рычагов. Для поворота нужно было затянуть тормоз одного из фрикционов. Тем самым уменьшалась скорость вращения одного из ведущих колес, а соответственно и гусеницы. Этот процесс требовал значительных усилий от механика-водителя. К тому же, сильно терялась мощность двигателя, изнашивались детали. Нужно было избавиться от этих недостатков.

Теперь, рассмотрим, как структурно выглядела схема трансмиссии с бортовыми фрикционами, и то, какой она стала на танке Т-64. Это пожалуй одно из самых революционных технических решений в истории советского танкостроения.

Изначально, мощность вырабатываемая двигателем (коричневый), через входной редуктор (зеленый) и главный фрикцион (фиолетовый/розовый), передавалась на коробку передач (желтый). Затем, с учетом включенной механиком-водителем передачи, крутящий момент передавался на бортовые фрикционы (два синих). Далее, через бортовые редукторы (два салатовых) на ведущие колеса (два красных). Как видим, механизмов было немало.

мощность вырабатываемая двигателем (коричневый), через входной редуктор (зеленый) и главный фрикцион (фиолетовый/розовый), передавалась на коробку передач (желтый). Затем, с учетом включенной механиком-водителем передачи, крутящий момент передавался на бортовые фрикционы (два синих). Далее, через бортовые редукторы (два салатовых) на ведущие колеса (два красных).
мощность вырабатываемая двигателем (коричневый), через входной редуктор (зеленый) и главный фрикцион (фиолетовый/розовый), передавалась на коробку передач (желтый). Затем, с учетом включенной механиком-водителем передачи, крутящий момент передавался на бортовые фрикционы (два синих). Далее, через бортовые редукторы (два салатовых) на ведущие колеса (два красных).
Схема
Схема

На танке первого послевоенного поколения, меньше их тоже не стало. Но было применено интересное инженерное решение. Бортовые фрикционы (синий) заменили двухступенчатыми планетарными механихзмами поворота (два оранжевых) на схеме ниже.

Бортовые фрикционы (синий) заменили двухступенчатыми планетарными механизмами поворота (два оранжевых).
Бортовые фрикционы (синий) заменили двухступенчатыми планетарными механизмами поворота (два оранжевых).

Планетарный механизм улучшил управляемость танком и позволил уменьшить потери мощности.

Ну и наконец, революционный Т-64. Планетарные механизмы поворота (оранжевый) и бортовые редукторы (салатовый), на схеме выше, трансформировали в бортовые коробки передач (два желтых), на схеме ниже, сделанные по такому же принципу.

трансформировали в бортовые коробки передач (два желных)
трансформировали в бортовые коробки передач (два желных)

Традиционная коробка передач теперь отсутствовала.

Традиционная коробка передач теперь отсутствовала.
Традиционная коробка передач теперь отсутствовала.

Теперь, специальных механизмов поворота в танке не было. Для поворота танка, с помощью левого или правого рычага понижалась передача в соответствующей коробке.

В трансмиссии Т-64 отказались еще от двух агрегатов. Входного редуктора (зеленый) и главного фрикциона (розовый).

В трансмиссии Т-64 отказались еще от двух агрегатов. Входного редуктора (зеленый) и главного фрикциона (розовый).
В трансмиссии Т-64 отказались еще от двух агрегатов. Входного редуктора (зеленый) и главного фрикциона (розовый).

Двигатель установили так, что он напрямую сопрягался с коробками передач.

Двигатель установили так, что он напрямую сопрягался с коробками передач.
Двигатель установили так, что он напрямую сопрягался с коробками передач.

Меньше агрегатов, меньше размеры танка, меньше его боевая масса. Вместе с тем, выше надежность, выше ресурс, лучшая управляемость и комфорт вождения боевой машины.

Нетрудно убедиться, что конечная схема значительно проще, до примитивности, чем схема первоначального варианта трансмиссии.

Остается загадкой, почему на Т-34, да и на других наших танках, до него и после, так упорно ставили сложную систему с фрикционами? Много изнашивающихся деталей с малым ресурсом, надежностью и тяжестью управления. А планетарные редукторы давно были известны и применялись в различных устройствах и механизмах, к примеру, в авиации или в трансмиссиях автомобилей повышенной проходимости, еще до войны. Ведь, все это - умели проектировать, рассчитывать и производить. В чем была проблема, тогда еще, для первых машин, создать подобную, более простую в кинематике схему, чем прийти к ней только аж на Т-64?

Жду ваших, профессиональных, комментариев.

Спасибо, что дочитали.