Несколько лет трудились в одной компании, не собирались менять место, но пришла эпидемия — и вот работы как не бывало. Это про вас? Тогда обязательно прочитайте эту статью. Скорее всего, за прошедшие годы вы подрастеряли навыки поиска работы и не знаете, как изменился этот процесс. Мы вас сориентируем.
1. Оценивайте расклад на рынке реалистично
Рынок труда потому и зовется рынком, что на нем действуют все законы спроса и предложения. Есть специальности, представители которых крайне востребованы у работодателей даже в кризис, и есть специалисты, которых и в более стабильное время был избыток, а сейчас — тем более.
Если вакансий раз в семь меньше, чем ищущих работу кандидатов, то это высокая конкуренция в пользу работодателя. Значит, соискателям приходится очень сильно постараться, чтобы выделиться на фоне других откликов. На особенно привлекательную вакансию при таком раскладе поступает несколько сотен (а порой и тысяч) откликов.
Если вакансий всего в два-три раза меньше, чем ищущих работу кандидатов (а тем более один к одному), то можно сказать, что работодатели конкурируют за таких специалистов. А значит, будут не только рассматривать отклики на вакансии, но и искать подходящих кандидатов сами, даже переманивать у конкурентов. Если вакансий в пять-шесть раз меньше, чем соискателей, это нормальный уровень конкуренции (но не повод расслабляться).
Что это значит для вас: если ваша специальность не из числа дефицитных и крайне востребованных, то наивно представлять себе поиск работы вот так: «Разместил(а) резюме и жду предложений» («Мне ничего не предложили — значит, ваш сайт не работает»).
Нужно очень активно откликаться на множество вакансий, чтобы получить приглашение на собеседование. «Очень активно» — это значит уделять время поиску работы каждый день и далеко не пару минут. Те, кто часто находится в поиске, знают: этот процесс сам по себе похож на работу, потому что требует немало времени и сил. Но иначе результата не будет.
Если в вашем сегменте сейчас высочайшая конкуренция и предложений мало, подумайте о смене сегмента или вообще о вариантах работы не по специальности. В трудные периоды это нормальная история.
2. Используйте разные каналы
Сейчас такое время, когда нужно задействовать все возможные ресурсы для поиска. Если вы до сих пор находили все свои места работы по сарафанному радио, то — увы! — не факт, что и в этот раз так получится. Сейчас многие компании в трудном положении или в подвешенном состоянии и поэтому приостановили набор. Личные связи не помогут в такой ситуации убедить руководство взять нового человека. Да и готовых просить за других сейчас меньше — свое бы место не потерять.
Нужно смотреть в сторону тех сегментов бизнеса, которые не пострадали или даже получили взрывной рост, а также искать нишевые точечные вакансии (такие по-прежнему бывают даже у компаний, которые в целом подбор персонала заморозили).
Используйте все существующие каналы одновременно: и сайты по поиску работ, и личные связи, и посты в соцсетях: не время стесняться — напишите пост о том, какой вы классный специалист, какую работу ищете, и дайте ссылку на свое резюме.
3. Составьте хорошее резюме
Хорошее резюме — и не слишком короткое, и не слишком длинное. Главное, правильно показать в нем ваши навыки и достижения. Сухое формальное перечисление обязанностей как в должностной инструкции никого не интересует — если раньше такие резюме были нормой, то сейчас опытные соискатели стали сами себе маркетологами, даже появилось понятие «продающее резюме». Если вы не представитель супервостребованной редкой специальности, то работодатель, скорее всего, не станет тратить время на чтение неудачного резюме, а перейдет к следующим откликам (недостатка в них не будет). 4. Не ограничивайтесь одним резюме.
Те времена, когда можно было откликаться универсальным резюме на разные вакансии, давно прошли. Успешные кандидаты составляют резюме под каждую вакансию — делают в описании своего опыта акценты на том, что важно именно для этого места работы, убирают лишнее (то, что вряд ли имеет значение здесь) и используют формулировки как в вакансии.
Удобнее всего поступить так: создайте одно базовое резюме, а потом дублируйте его и редактируйте, адаптируя под каждую подходящую вам вакансию. Главное, чтобы общее количество резюме не превышало 20 Неактуальные лишние варианты надо удалять.
Если у вас разносторонний опыт, который позволяет рассматривать широкий спектр предложений (например, техническая специальность, но и менеджером по продажам вам тоже работать доводилось), сделайте два-три базовых резюме, для каждой специальности — свое.
5. Откликайтесь с сопроводительным письмом
Нет, стандартной фразы «Здравствуйте! Прошу рассмотреть мое резюме» недостаточно, чтобы считать это сопроводительным письмом. На каждый отклик нужно индивидуальное сопроводительное письмо, объясняющее, чем вас привлекла эта вакансия и почему вы считаете, что вы отлично для нее подходите. Письмо — отличный способ выделиться среди других кандидатов. Конечно, это не касается массовых и рабочих специальностей.
Есть ситуации, при которых сопроводительное письмо просто необходимо.
6. Сделайте свое резюме заметнее в поиске
Работодатели ищут сотрудников по-разному: кто-то рассматривает только отклики на вакансию и те резюме, которые Умный поиск (это искусственный интеллект) рекомендует для конкретной вакансии, кто-то вручную подбирает подходящих кандидатов в нашей базе резюме, а кто-то задействует все способы сразу.
Механизм в поиске по базе резюме похож на ваш поиск вакансий: работодатель пишет в строке поиска запрос — примерно так, как вы ищете вакансии, — а потом просматривает поисковую выдачу (как вы смотрите вакансии). Иногда это сотни и даже тысячи подходящих резюме. Чтобы ваше резюме оказалось ближе к топу выдачи, а не к концу, его нужно чаще обновлять. Поисковая выдача у работодателей выстраивается в том числе по дате обновления резюме.
Чтобы повысить вероятность того, что ваше резюме окажется в числе тех, которые наш Умный поиск рекомендует работодателям, тоже важно обновлять его как можно чаще.