Найти тему

Беларусь. На Западной Двине. Усадьба Репина в Здравнево.

Любители творчества Ильи Репина среди постоянных мест его пребывания вспоминают прежде всего «Пенаты» в питерском пригороде Репино, до 1948 года носившем финское название Куоккала и переименованном в память о знаменитом художнике. В усадьбе «Пенаты» Репин прожил 30 лет, здесь же он и похоронен. Более «искушенные» знатоки жизни и творчества великого художника вспомнят усадьбу Здравнёво, где художник провел восемь лет, приезжая сюда не летний сезон. Сейчас усадьба эта находится заграницей - в 15 километрах от белорусского Витебска.

Витебляне называют Здравнёво загадочным, мистическим местом. Несмотря на отсутствие научных подтверждений, местные считают, что тут проходит разлом земной коры. Но фактом является то, что берег Двины здесь покрыт древними пластами доломита - так называемыми верхнедевонскими отложениями, образовавшиеся 400 миллионов лет назад.

Вот именно здесь — фактически на дне девонского моря гениальный художник выбрал место для отдыха и творчества. Репин купил поместье под Витебском в 1892 году, хотя до этого приценивался к усадьбе под Санкт-Петербургом. И провел здесь восемь летних сезонов (1892-1900 годы), написав более 40 холстов, эскизов и рисунков.

История Усадьбы Здравнёво началась удивительно — с картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин приобрёл поместье после того, как в 1891 году картину купил за 35 тыс. рублей серебром сам Александр III. Деньги по тем временам огромные, но и полотно масштабное, да и работал над ним художник больше 10 лет. Подлинник картины хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, а копия, правда сильно уменьшенная — в бывшей спальне художника, с которой и начинаются все экскурсии по усадебному дому.

Ещё в спальне висит фотография Ильи Ефимовича Репина с любимым псом по кличке Пегас. Возможно потомки репинских собак и охраняют усадьбу и сейчас. Во всяком случае — они часть истории Здравнёва. Фотография, точнее её копия, принадлежит авторству Сигизмунда Юрковского, который много фотографировал Репина в его усадьбе. На одной из фотографий запечатлён художник с собакой возле высокой сосны. Музейные работники утверждают, что та сосна с фотографии и по сей день растет возле дома.

История названия усадьбы тоже достойна внимания — приехав в мае 1892 года в Витебск, Репин узнал что в 15 км от города продается усадьба Софиевка, названная по имени тогдашней владелицы - некой Софьи Яцкевич. Поселение под названием Дравнёво (или Дровнёво) существовала на этом месте с 1785 года. Местные крестьяне на вопрос «Откуда они?» так и отвечали: «Из Драуйнева». Из такого созвучия и возникло название репинской усадьбы - Здравнёво.

Имение Репину понравилось. Он так описывал свою покупку в письме Валентину Серову:

«А я только что вернулся из-под Витебска, где я купил себе прекрасное именьице. Хутор, 108 десятин земли, 40 штук рогатого скола, 4 лошади и всё хозяйство. На быстрой Двине. Край тёплый, народ разнообразный… Есть белорусы (господствующее племя), поляки, литва и евреи!..Теперь так и тянет туда».

В момент покупки в 1892 году усадьба имела не вполне приглядный вид. Художник купил под Витебском одноэтажный и достаточно ветхий дом. Так писал он об этом в письме к Татьяне Толстой:

«Лес страшно запущен, завален хламом и разворован. Шальная Двина с остервенением обрывала её прекрасные берега. Фруктовый сад пуст. Крыши дома сгнили» …

Илья Ефимович с воодушевлением взялся за восстановление имения. Часть денег пошла на ремонт первого этажа, а в 1893 году возник проект перестройки здания. Художник решил возвести над зданием башню — первоначально треугольную, готическую. В окончательном варианте по форме получилось что-то вроде навершия шахматной ладьи. Местные жители какое-то время называли дом Репина "церковью".

Усадебный дом перестраивался по собственным чертежам художника, был высажен яблоневый сад, созданы липовая и еловая аллеи (именно та, по которой посетители прибывают в усадьбу). Так же был вырыт пруд и устроена площадка для игры в крокет. Репин вернул усадьбе старинное название – Здравнёво, и назвал его «своим государством» …

В имении было около 20 разных строений (флигели, домики для рабочих, скотный двор, дом управляющего). Приобретенным хозяйством приходилось управлять: сохранилась таблица трехпольного севооборота, составленная рукой художника. В одном из залов усадьбы находится копия карандашного наброска "Бурлаки на Двине", подлинник которого хранится в Третьяковской галерее в Москве. Известно, что картина реализована не была - дальше эскизных набросков художник не продвинулся. «Бурлаки на Волге» были созданы почти 20ю годами ранее, и, художник вероятно боялся упреков в самоповторе. В письме Татьяне Толстой Репин писал:

«Мимо часто проходят лайбы с огромными парусами, величественно проходят вверх против течения; часто их тянут бурлаки, партиями от 4 до 11 человек... влегши крепко в свои полотняные лямки и свесив головы, часто без шапок, они держат в руках по шесту и тяжело переступают в лаптях, а иногда и босиком - мелкий щебень на берегу довольно острый - ничего»

В доме мало сохранилось аутентичных вещей - но сохранился неповторимый репинский дух и художественная атмосфера. Атмосферу и дух той эпохи создают предметы быта конца XIX - начала XX веков, подаренные музею санкт-петербургским клубом друзей «Здравнево». Клуб действует с 2005 года и за это время подарил музею более 400 старинных предметов: мебель, посуду, светильники, книги и т.д.

В мастерской Художника копии его работ, созданных в здравневский период. В светлой комнате три окна, плюс окно-фонарь в потолке и нормандский камин. Говорят, что во времена Репина он так же был расписан. Важное место в мастерской занимают репродукции работ "Косарь литвин" (1897) и "Белорус" (1892). Так же в мастерской репродукции двух икон, которые Репин написал для иконостаса церкви в селе Слобода. Именно возле этой церкви был похоронен отец художника Ефим Васильевич - он провел в Здравнево два последних года своей жизни. В 1930-е годы церковь разрушили, но иконы сохранились и сейчас находятся в Витебском художественном музее.

Крутая лестница ведет на второй этаж - в бывшую изостудию. Студенты, приезжавшие к Репину работали и ночевали прямо здесь на широких лавках. Из бывшей изостудии выход на балкон с видом на знаменитую сосну, липовую аллею и фруктовый сад, а так же на старый пруд с площадкой, покрытой дерном с вишневыми деревьями. Под этими деревьями семья художника летом устраивала чаепития.

Но самый завораживающий вид открывается с башни. Со смотровой площадки виден и дом управляющего, и сад, и сосновая аллея, и темный пруд, и Двина, несущая свои воды. По инициативе Репина берег реки был укреплен четырехсот метровой каменной кладкой. Художник называл ее «Моя крымская набережная». Правда просуществовала эта «набережная» не долго - Западная Двина не любит, когда ее сковывают.

Наброски проектов перестройки главного дома, чертежи, фотографии, акварели, хранящиеся в усадьбе, а также по воспоминания внучки художника Татьяны позволили восстановить уничтоженное в 1930-е годы имение. Да, к сожалению, оригинальный репинский дом был полностью уничтожен - фактически разобран на дрова (как тут не вспомнить старинное название «Дровнёво»).

Художник покинул Здравнёво в начале ХХ века и уж более не приезжал сюда на летние сезоны. Младшая дочь художника Татьяна со своей дочкой, тоже Татьяной («две Таси») будет жить в усадьбе с 1918-го по 1930-й. Они откроют в усадьбе школу. Внучка Репина Тася выйдет замуж за сына местного священника Ивана Дьяконова и родит в Здравнёво четверых детей. В 1930 году, чтобы избежать раскулачивания, они покинут усадьбу и уедут в Финляндию. После отъезда потомков Репина (фактически единственных потомков) усадебный дом и был уничтожен.

Усадьба и музей великого художника были возрождены в 1988 году в качестве филиала Витебского областного краеведческого музея. Но через шесть лет опять случилось несчастье - сильнейший пожар опять уничтожил главный дом, так что его вновь пришлось отстраивать практически с фундамента. Второй раз музей-усадьбу открыли только в 2000 году.

Гулять по Здравнево можно долго. Спускаться к реке, отдыхать на лавочках, любоваться липами и соснами. На живописном спуске к реке - Репин собственной персоной. Известный белорусский скульптор Иван Миско создал удивительную скульптуру: художник задумчиво и спокойно сидит на камне. И смотрит на свой дом, и парк и на высокое небо, и на облака, бегущие над Двиной.

«Здравнево» - очень красивое и загадочное место. Яблоки в репинском саду сладкие и сочные и падают в руку от одного взгляда. А сосны на аллее начинают позировать - стоит только прикоснуться к фотоаппарату.

«Люди всегда здесь чувствуют особую атмосферу. То ли оттого, что это место «намолено» художником, то ли, и правда, дело в разломах земной коры... Поэтому аура такая. Но это люди. Им здесь хорошо, и они ищут свои объяснения. Приезжайте еще!»

Все фотографии, за исключением специально помеченных принадлежат автору блога.

Если вам понравилась эта история - поставьте лайк!

А если хотите регулярно читать истории о путешествиях и приключениях Нежной совы - подписывайтесь на канал "Tender Owl" в Яндекс.Дзен, а так же на канал "Блог нежной совы" в Фейсбуке