Следующий рассказ - о человеке, который полностью превзошел все наши ожидания! За то время, пока "Весенняя свирель" вращается в сфере этнической музыки, перед нами прошло много музыкантов, как начинающих, так и матерых профессионалов. Но только один человек прошел этот путь прямо на наших глазах, превратившись из начинашки и ученика (тут надо скромно потупить глазки, упомянув, что когда-то Антон планировал приехать в Москву, чтобы взять пару уроков игры на панфлейте у победителя всепольского конкурса игры на флейте Пана, то есть у автора), в полностью состоявшегося, концертирующего и популярного музыканта. Я не знаю никого, кто прошел бы этот путь быстрее!!! Поэтому с особой радостью и гордостью мы представляем героя сегодняшней статьи - флейтиста и панфлейтиста Антона Рогожина!
Музыка в исполнении Антона - идеальное завершение статьи!
Весенняя свирель (ВС): Очень рад приветствовать тебя, Антон!! Тебя я немного читателям представил, но и сам расскажи, пожалуйста, о себе и твоем инструменте.
Антон Рогожин (АР): По образованию историк, стал интересоваться музыкой в начале нулевых, серьёзно - с 2006 года, когда поступил в музыкальное училище по классу флейты. Преподаю флейту и являюсь заведующим отделения духовых и эстрадных инструментов в детской музыкальной школе города Саранска.
Нельзя сказать, что у меня один любимый инструмент. Есть два инструмента, с которыми я чаще всего появляюсь на сцене - это панфлейта и академическая флейта.
Однако, вечерами я частенько играю на пимаке, теноровой или басовой блокфлейте. Хотя это для меня больше инструменты настроения, как и, например, кена или башкирский курай. Однако от этого они не становятся менее любимыми.
Сейчас я, главным образом, играю в ансамбле ""Скульптуры из воздуха"" вместе с флейтистом Александром Лаптуном и гитаристом Александром Авдониным. Это минимальный состав, который обычно расширяется за счёт приглашённых музыкантов. Мы играем народную и эстрадную музыку, а также обработки классических композиций.
ВС: Как ты можешь охарактеризовать себя в двух словах?
АР: Ищу новое.
ВС: Есть ли у тебя свой девиз, миссия?
АР: Наверное, "Всегда развиваться".
Миссия? Такая же, как и у многих педагогов и исполнителей - повышать культурный уровень и, как минимум, не портить вкус окружающих - слушателей и учеников.
ВС: В жанре этнической музыки почти нет профессиональных музыкантов. Кем ты видел себя до начала занятий на вашем инструменте. Что привело тебя именно к этнической музыке?
АР: Я историк по основной специальности. И, поскольку я живу в национальной республике (Мордовия), в программе обучения серьёзную часть времени было отдано истории коренного народа. На первом курсе это меня заинтересовало настолько, что я даже написал курсовую в этом направлении. Параллельно я учился играть на флейте. Самостоятельно, но достаточно продуктивно, чтобы поступить в музыкальное училище. Там также был значительный курс, посвящённый национальному музыкальному творчеству. Тогда меня очень удивило, как много музыкальных инструментов имеет мордва и как мало из них мы видим на сцене.
Окрылённый этой идеей, я примкнул к этноцентру при одной из музыкальных школ, где обучал детей игре на простейших свирелях. К тому времени я уже понял, что в текущей ситуации народные духовые инструменты, как правило, рассматриваются как дополнение, бонус к народному пению и не играют самостоятельной роли. Мне захотелось это исправить и именно тогда я увлёкся башкирским кураем и даже сделал небольшую программу с ним.
Курай мне казался единственным доступным серьёзным инструментом. Надо сказать, что на тот момент кроме курая были ещё вистлы и различного рода дудочки из тросника и лыжных палок. Все они были интересны, но сделаны, увы, на коленке, поэтому для серьёзной работы на сцене не годились. Курай же был хорош, хотя и обладал специфическим звукорядом, что серьёзно ограничивало его репертуар.
Примерно тогда я обнаружил на форуме блф.ру описание панфлейты от местного участника и эксперта Дениса Климова. Заочно инструмент подошёл под все мои тогдашние критерии: традиционный звукоряд, хроматичность (пускай и условная), необычный звук и внешний вид и... не самый простой порог вхождения. Последний критерий был обусловлен отношением к "дудочкам" со стороны иных музыкантов, мол бери и играй. Была заказана самая простая пластиковая панфлейта и... на первом же выступлении этноцентра она произвела должный эффект. Директор мне сразу предложил сделать сольный концерт на панфлейте, что через некоторое время я и сделал. Концерт, прямо скажем, был так себе, но и я тогда только начинал свой музыкальный путь.
ВС: Опиши свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
АР: "По личному восприятию одно из первых выступлений с флейтой Пана в Москве в рамках фестиваля Большие флейтовые дни. Я даже не помню точно, в каком зале это было, но это было моё первое полноформатное выступление в столице. Принимали очень хорошо и это меня очень сильно вдохновило.
А на следующий день был впечатляющий провал - одно из вчерашних произведений я играл на гала-концерте и серьёзно ошибся уже в самом начале. В итоге, пьеса получилась сыгранной кое-как.
Дипломы, грамоты, выступления - свои и учеников - это, конечно, тоже здорово, но такого отклика во мне не вызвали."
ВС: Что для тебя - успех? Пришел ли к тебе успех? Когда ты почувствовал вкус этого успеха? Какой он, этот вкус?
АР: Реакция слушателей во время выступления. Иногда музыканты говорят нечто вроде "фух, людей в зале немного, так что не беспокоимся", однако я этого не могу понять: если людей в зале много, ты чувствуешь их поддержку и это очень здорово. Концерт - это взаимный обмен энергией и впечатлениями, и этой энергии хватает ещё на много времени. Это и есть успех. Особенно это чувствуется на выездных концертах - люди впервые слышат тебя, их впечатления яркие вдвойне.
ВС: Какова доля удачи и везения в твоем успехе?
АР: Не могу оценить. Знаю, что доля удачи определённо есть.
ВС: Что было самым сложным?
АР: Я не могу сказать, что у меня были существенные сложности в творческом пути.
Среди технических моментов наверное только одно - я предпочитаю объявлять произведения и рассказывать о них, хотя и заикаюсь. Когда ты уже поймал волну слушательских эмоций, нет никаких проблем и препятствий, но откуда ей взяться в самом начале? Это же касается и исполнительства - первые композиции играть всегда сложнее."
ВС: Расскажи пошагово, что нужно сделать, чтобы стать популярным? С чего начинать новичку, если он захочет пойти по твоим стопам?
АР: Всё зависит от целей, но прежде всего слушать других исполнителей на флейте, скрипке и т.п. Флейта Пана - универсальный инструмент, но у него есть большое количество ограничений, которых нет у других инструментов. Поэтому к этим ограничениям нужно не привыкать, а стараться преодолеть, ориентируясь на звучание тех инструментов, где этих ограничений нет.
ВС: Какие профессиональные рекомендации можно дать тем, кто только начинает развиваться в игре на этом инструменте? Есть ли люди, кому нежелательно даже приближаться к вашему инструменту? Кого ты точно не примешь на обучение?
АР: Был только один такой момент: человек хотел зарабатывать деньги игрой на инструменте. Это был какой-то бред, я провёл всего несколько занятий и отказался от такого ученика.
Ещё есть категория тех, кто хочет играть на духовом инструменте, так как это поможет им решить какие-то проблемы со здоровьем. Цель благородная, но флейта - это не спорт и не достижения. Это творчество. Если вам нравится флейта - это отлично, если же вы преследуете какие-то другие цели, то лучше найдите более подходящий вариант.
ВС: Какие могут быть подводные камни в музыкальной сфере?
АР: Например, сейчас самоизоляция, поэтому играть не с кем, а вообще вопрос кадров в небольшом городе - самый главный.
ВС: Бывают ли моменты, когда тебя покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свою миссию)?
АР: В глобальном плане такого не было. Могут быть проблемы, стараюсь их решать.
ВС: Исполнитель на панфлейте - каким он должен быть, чтобы добиться успеха? Есть ли какая одна черта характера, необходимая для получения классных результатов на этом инструменте?
АР: Как и везде - целеустремлённость и работоспособность.
ВС: Сколько времени ты проводишь с инструментом? Чем ты любишь заниматься во время, свободное от общения с инструментом?
АР: Времени провожу очень много, но не всё оно является полезным. То есть, например, я часто читаю и параллельно тяну длинные звуки или что-нибудь наигрываю. Занятиями такое времяпрепровождение назвать нельзя.
ВС: Зритель видит, как музыкант воздействует на инструмент. Мы видим и слышим, как инструмент воздействует на слушателя. А воздействует ли инструмент на тебя, как на исполнителя? Меняет ли инструмент человека?
АР: Пожалуй, влияет в том плане, что у каждого инструмента есть индивидуальность, поэтому игра на нём - это общение, а разве бывает общение односторонним? Это диалог, и заканчивается он каждый раз по-разному.
ВС: Кормит ли тебя любимое дело? Ты больше зарабатываешь или тратишь на свой любимый инструмент?
АР: Преподавание - да. Исполнительство в меньшей степени.
ВС: Как окружающие воспринимают твое развитие, перемены?
АР: Пока никто не признался в негативном отношении, так что будем считать, что все либо равнодушны, либо поддерживают.
ВС: Где ты ищешь своих слушателей?
АР: Целенаправленного поиска, наверное, нет. Есть свободные концерты в музеях на мероприятиях вроде "Ночи искусств/музеев", где всегда много людей. Плюс, видео с концертов выкладывается на youtube и в наши группы в социальных сетях.
ВС: Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
АР: Я уже когда-то сделал такое, сменив род деятельности. Больше желания не возникало.
ВС: В любом деле есть переломные моменты. Какие были у тебя?
АР: Первые концерты за пределами Саранска, так как дали ощущение, что инструментальная музыка интересна слушателям.
Начало сотрудничества с музыкантом, с которым мы делаем концерты и по сей день - Александром Лаптуном.
ВС: Что Вас интересует помимо музыки?
АР: История. Дипломную работу я защитил по Древнему Египту, тогда меня эта тема очень интересовала. Сейчас же это скорее отечественная история допетровского времени.
ВС: Кого из музыкантов или коллективов ты сам мог бы назвать Российской Звездой этнической музыки.
АР: Да хотя бы ваш ансамбль! Когда в начале десятых годов я сетовал на то, что в моём регионе народные духовые инструменты это лишь приложение к вокалу, вы создали целый ансамбль, где солируют этнические духовые.
ВС: От всей души спасибо, Антон, очень приятно, когда друзья видят и ценят то, что ты делаешь!
А теперь давай вернутся к твоей музыке. Прошу тебя, выбери для наших читателей какое-нибудь произведение в твоем исполнении! Спасибо!
На этой красивой ноты мы прощаемся с Антоном до следующих его концертов! В России мало людей, профессионально владеющих панфлейтой, и поэтому каждый концерт панфлейтовой музыки - настоящее культурное событие!
Если у Вас есть желание послушать панфлейту или научиться на ней играть - Антон Рогожин в Саранске и "Весенняя свирель" в Москве всегда рады помочь вам!