Найти тему
Tech World

Российская гордость. Многоцелевой самолет-амфибия БЕ-200, который не имеет аналогов во всем мире.

В России существует очень необычный самолет, первый полет которого состоялся в 1998 году. Самолет эксплуатируется МЧС России и предназначен для тушения лесных пожаров водой или огнегасящими жидкостями с воздуха. Кроме этого, самолет может выполнять: грузопассажирские перевозки, поисково-спасательные работы, экологический мониторинг, патрулирование исключительной экономической зоны и морских границ.

Знакомьтесь, Бе-200 "Альтаир" - российский самолет-амфибия (летающая лодка), разработанный ТАНТК имени Г.М.Бериева и производимый на Иркутском авиационном заводе. В 2008 году производство Бе-200 перенесли на ТАНТК имени Г.М. Бериева. Решение о переносе производства связано с тем, что иркутский завод загружен выполнением контрактов на производство многоцелевых самолетов СУ-30 и учебно-боевых самолётов Як-130.

Бе-200 может эксплуатироваться с аэродромов класса Б с длиной полосы 1800 м и водных акваторий длиной не менее 2300 м при глубине водоема не менее 2,5 м. Самолет способен взлетать и садиться на воду при высоте волны до 1,3 м, при этом специальные меры защиты от коррозии позволяют эксплуатировать самолет в открытом море.

В районах с плохо развитой наземной инфраструктурой Бе-200 может базироваться на бетонированной площадке размером 130 х 70 м, оборудованной гидро-спуском. Рабочее проектирование Бе-200 проведено с учетом норм летной годности FAR-25 (США), что позволило облегчить сертификацию самолета по нормам Федерального авиарегистра США (FAA) и Европейского авиарегистра (JAA).

А в сентябре 2018 г. в ходе "Гидроавиасалона-2018" в Американская компания Seaplane Global Air Services даже подписала контракт на поставку десяти самолетов-амфибий Бе-200ЧС в США. И это несмотря на санкции.

-2

Силовая установка включает в себя два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-436ТП разработки ЗМКБ "Прогресс". Выпускается Мотор-Сич и УМПО). Также рассматривалась возможность оснащения экспортной версии двигателями Роллс-Ройс Эллисон, но это бы потребовало провести заново 70 % работ по сертификации. Но в дальнейшем БЕ-200 хотят так же оснащать и двигателями Российского производства ПД-10.

В настоящее время ограничение ресурса самолёта не установлено, эксплуатация осуществляется по состоянию. Назначенный срок службы самолёта - около 30 лет.

Чем еще может похвастаться БЕ-200 ? Ну например, самолет позволяют брать на борт до 12 тонн воды. Заправка водой осуществляется как на аэродроме, так и на открытом водоеме в режиме глиссирования за 14 секунд. На борту самолета установлены баки для химических жидкостей общим объемом 1,2 м3. Сброс воды может выполняться как одновременно из всех баков, "залпом", так и последовательным открытием створок водяных баков.

Благодаря высокой скорости полета Бе-200 имеет большую производительность по количеству сбросов воды за один час. При расстоянии "аэродром – пожар" - 100 км и "аэродром – водоем" - 10 км за одну заправку топливом самолет способен сбросить на очаг пожара до 270 т воды. Высокая скороподъемность самолета является значительным преимуществом при пожаротушении в ограниченном рабочем пространстве, например в горных областях и при заборе/сбросе воды при наличии препятствий.

Как говорят в АНТК имени Г.М. Бериева, Бе-200 – это принципиально новый шаг в гидро-самолетостроении. В России у него нет конкурентов, и, вероятно, после того, как Бе-200 будет полностью сертифицирован за рубежом и адаптирован под условия заказчика, не будет серьезных конкурентов и в мире.