Найти тему
Русбизнесавто

10 фактов про КАМАЗ, которые нас удивили

Строительство завода в Набережных Челнах было начато в 1969 году. Сегодня КАМАЗ - это лидер по производству крупнотоннажных грузовых автомобилей в России и один из самых больших автомобильных заводов в мире. Компания "Русбизнесавто" - официальный дилер завода КАМАЗ с 1999 года. В ознаменование плодотворного сотрудничества мы вспоминаем некоторые удивительные факты о заводе и его продукции и делимся ими с нашими читателями.

1. Конь аргамак появился на эмблеме лишь в 1988 году.

В советское время разработке брендов не уделяли такого же внимания, как сегодня. Хороший грузовик - он и есть хороший грузовик, и неважно, что написано на капоте. А написано на капотах грузовиков из Набережных Челнов было просто "КАМАЗ".

Нынешнюю эмблему со степной лошадью разработали и стали устанавливать на машины в конце 1980-х. Туркменского коня аргамака (ахалтекинскую лошадь) издревле ценили за образцовые качества. Быстрый, выносливый, грациозный... Нескольких жеребцов аргамака специально держали в табунах по всей Евразии для улучшения породы. Автомобили КАМАЗ, как и лучшие верховые лошади, неприхотливы и стойко работают в любых условиях.

До появления аргамака эмблема КАМАЗ состояла из букв, иногда - со звездой, как на этой декорации на церемонии 1986 года
До появления аргамака эмблема КАМАЗ состояла из букв, иногда - со звездой, как на этой декорации на церемонии 1986 года

2. Первые КАМАЗы были ЗИЛами и имели американскую родословную.

В 1967 году, когда в Набережных Челнах не было ещё ни цехов, ни конструкторского бюро, первую модель КАМАЗ уже начали разрабатывать в Москве - на заводе ЗИЛ. Вот так эффективно работала советская кооперация.

В основу взяли снятую с производства американскую модель грузовика International COF-220. Опытную машину ЗИЛ-170 подготовили в 1969 году, испытали автопробегом и показали на ВДНХ. Серийно этот грузовик стал выпускаться на КАМАЗе под обозначением КАМАЗ-5320.

ЗИЛ-170
ЗИЛ-170

3. Местоположение завода выбирали из 70 вариантов.

На этапе обсуждения существовало целых 70 вариантов местоположения для будущего завода. Ключевую роль при выборе города Набережные Челны сыграли река Кама, по которой можно доставлять стройматериалы, а также удобное расположение города "в центре" страны: готовая продукция отсюда разъезжается во все стороны, ведь она востребована и на севере, и на юге, и на западе, и на востоке. Грузовые машины чаще всего добираются до клиентов своим ходом. Благодаря удачному расположению завода КАМАЗ первый маршрут грузовика - от завода до дилера - чаще всего не превышает нескольких 1-2 тысяч километров.

До строительства завода в городе Набережные Челны проживало порядка 30 тысяч, а после - более 500 тысяч человек.
До строительства завода в городе Набережные Челны проживало порядка 30 тысяч, а после - более 500 тысяч человек.

4. В стройке участвовали 100 000 человек.

На строительство группы заводов КАМАЗ по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР направили порядка 100 000 человек 70 различных национальностей! В стройке участвовали 700 иностранных фирм. Площадь новых заводов должна была составить 57 квадратных километров. Плановая мощность завода - 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год.

Стройка завода КАМАЗ имела уникальный размах даже по меркам СССР.
Стройка завода КАМАЗ имела уникальный размах даже по меркам СССР.

5. Завод окупил себя всего за 10 лет.

Грузовики КАМАЗ быстро наполнили хозяйство республик Союза. В 1979 году с конвейера сошёл автомобиль под номером 100 000, спустя 7 лет автомобили КАМАЗ перевозили уже 60% всего урожая СССР, а ещё через 2 года был выпущен 1-миллионный автомобиль. Специалисты подсчитали, что за первые 10 лет работы завод КАМАЗ полностью окупил затраты государства, связанные с его строительством: от эксплуатации автомобилей КАМАЗ страна получила к тому моменту 8 миллиардов рублей транспортной прибыли.

Миллионный КАМАЗ сошёл с конвейера 18 октября 1988 года.
Миллионный КАМАЗ сошёл с конвейера 18 октября 1988 года.

6. Гоночный грузовик "КАМАЗ-мастер" имеет мощность 980 л.с.

В конце 1980-х годов в Научно-техническом центре завода КАМАЗ началась разработка уникальных спортивных автомобилей для участия в ралли. Была создана раллийная команда "КАМАЗ-мастер". Уже в 1990 году экипаж КАМАЗ впервые принял участие в ралли "Дакар", и с тех пор команда "КАМАЗ-мастер" победила в нём уже 17 раз, наголову разбив таких именитых соперников, как Iveco, DAF, MAN.

Конечно, ключевую роль в этих победах сыграли люди. Но нужно отдать должное и машинам. Гоночный грузовик "КАМАЗ-мастер" отличается характеристиками, которые могут показаться фантастическими. Например, он преодолевает уклоны до 60 градусов - больше, чем серийные внедорожники Toyota или Land Rover - и при весе в 10 тонн разгоняется до 100 км/ч всего за 9,8 секунд, то есть в несколько раз быстрее обычного грузовика. В 2017 году, готовясь к очередному ралли, гоночный КАМАЗ прыгнул на расстояние 37 метров!

Гоночный "КАМАЗ-мастер"
Гоночный "КАМАЗ-мастер"

7. Пилот Владимир Чагин победил в 63 этапах ралли "Дакар".

Владимир Чагин пришёл в команду "КАМАЗ-мастер" 18-летним парнем в 1988 году и стал работать механиком. В середине 1990-х он сел за руль грузового болида и начал одну за другой приносить команде "КАМАЗ-мастер" победы, а в результате стал одной из главных звёзд мирового ралли. К 2011 году, когда Чагин завершил спортивную карьеру, он был уже семикратным победителем ралли "Дакар" и пришёл первым суммарно в 63 раллийных этапах за свою карьеру! Это больше, чем кто-либо другой в мире. Не случайно соперники и журналисты прозвали Владимира Чагина "Царём Дакара".

Владимир Чагин
Владимир Чагин

8. Немецкие поставщики открыли заводы в России, чтобы быть ближе к КАМАЗу.

В 2005 году КАМАЗ и ZF Friedrichshafen AG открыли совместное предприятие по производству коробок передач. Предприятие ZF KAMA стало первым из многих, которые в дальнейшем открыл КАМАЗ совместно с зарубежными поставщиками, чтобы обеспечивать свои грузовики лучшими комплектующими по минимальным ценам. Затем построили предприятия Cummins, Knorr, а ещё позже КАМАЗ начал работать с Daimler AG и запустил совместный выпуск кабин с этим именитым немецким производителем.

Предприятие в Набережных Челнах выпускает коробки передач ZF для КАМАЗ
Предприятие в Набережных Челнах выпускает коробки передач ZF для КАМАЗ

9. КАМАЗ выпустил первый в России электробус.

В 2017 году КАМАЗ первым среди российских предприятий начал выпуск электробусов. Электробус имеет функцию ультрабыстрой (10-20 минут) зарядки от сети 380 вольт и запас хода 70 км.

В 2018 году модель КАМАЗ-6282 открыла систему электробусного движения в Москве. В настоящее время по столице ездит уже несколько сотен электрических КАМАЗ с заметными надписями "Это электробус" на бортах.

Мэр Москвы Сергей Собянин и руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов принимают электробусы для столицы
Мэр Москвы Сергей Собянин и руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов принимают электробусы для столицы

10. Число произведённых автомобилей приближается к 2,5 млн.

15 февраля 2012 года с конвейера КАМАЗ сошёл двухмиллионный грузовик, а в 2019 году, в год 50-летия завода, количество выпущенных КАМАЗ составило 2,3 млн - в среднем почти по 50 тысяч за каждый год работы завода. Если выстроить эти автомобили в одну линию, то можно протянуть её от Москвы до столиц Австралии или Аргентины. Каждый третий грузовой автомобиль в России выпущен заводом КАМАЗ, его продукция используется в 90 странах мира.

Автомобили КАМАЗ на стоянке "Русбизнесавто"
Автомобили КАМАЗ на стоянке "Русбизнесавто"

А какие интересные факты о КАМАЗе знаете вы? Расскажите в комментарии.