Илья Карпенко
Как поётся в новой песенке на эту горячую тему:
«Карантин мы пересидим,
Раздавай добро онлайн – и победим!»
Но мы уже устали «раздавать добро онлайн». И очень давно мечтаем делать это вживую!!!
Конечно, мечты у всех разные. Кто-то мечтает наконец-то встретиться с друзьями и родственниками; кто-то – посетить салон красоты; некоторые не дождутся того часа, когда доберутся до фитнес-центра; многие задумываются об отпуске, путешествии к морю или же в горы…
Конечно, я, как и все, тоже очень хочу обнять близких, поплескаться в ласковых морских волнах и понежиться на горячем песочке… А ещё я мечтаю о том моменте, когда снова войду в аудиторию и скажу фразу, которую в своей жизни произносил много-много раз:
— Здравствуйте! Я – ваш преподаватель!
И увижу внимательные, доброжелательные, настороженные и всегда очень разные лица студентов. А не чёрные квадратики с именами на экране бездушного Zoom’а вместо живых молодых красивых лиц…
А ещё – когда увижу улыбки студентов и услышу их весёлый смех!
СМЕЁМСЯ ПО-РУССКИ?
Многие преподаватели сомневаются, есть ли место юмору в процессе преподавания РКИ – русского как иностранного. Ну да, действительно: студенты ещё элементарных слов не знают и банальных фраз не понимают. Какие уж тут шутки и анекдоты? Разве могут они «въехать» в разнообразные тонкости и оттенки юмористических смыслов?
Я убеждён: это не так! И уже писал об этом в статье «Смеяться по-русски». Речь в ней шла об использовании анекдотов и шире – юмористических текстов (и не только текстов), на уроках русского как иностранного.
Но юмор бывает не только «дидактический». Есть юмор «аудиторный». Тот юмор, который создаёт настроение, даёт положительный заряд эмоций и энергии, встряхивает, помогает избавиться от утомления, переключиться на позитив.
Например, в практике преподавания лично я «делю» студентов на две категории: студент/студентка и турист/туристка. Студенты – это те, кто посещают все занятия, активны на уроке, исправно выполняют домашние задания. А бывают «туристы». Таким я говорю:
— Вы, наверное, не студент? Вы – турист! Вы приехали в Россию не учить русский язык! Вы приехали на экскурсию! Москва, Кремль, Красная площадь, Большой театр… Да?
И такой ход срабатывает намного эффективнее, чем если бы я стал сердиться, его (или её) ругать и портить настроение себе и всем остальным студентам. А ещё – помогает познакомиться с продуктивной в русском языке словообразовательной моделью и суффиксом -к-: студент/студентка; турист/туристка.
Бывают ещё, помимо студентов и туристов, те учащиеся, которых я называю «артистами» или «артистками». Такой (или такая) обычно в группе один (одна). Как правило, персонаж действительно артистичный, сообразительный, способный к языку, но с ленцой. И вот, чтобы заставить его (её) с этой ленью расстаться, над ним (ней) можно легко, по-дружески подшутить. Это и «встряхнёт», и заставит серьёзнее относиться к занятиям и выполнению домашних заданий, и настроение в группе поднимет!
АФРИКАНСКОЕ СОЛНЦЕ
Иногда, отмечая в журнале присутствующих на уроке студентов, я недоуменно произношу:
— А где Мухаммед? Почему его сегодня нет?
А Мухаммед в этот момент сидит на своём месте, у меня перед носом и борется со сном. И после моей реплики он «просыпается», встряхивается и удивляется:
— Как нет? Почему нет? Я здесь!
Студенты ржут, настроение у всех приподнятое, искомый эффект достигнут…
…В уходящем вместе с коронавирусом и карантином учебном году у меня в группе был студент из Африки – франкофон, очень способный и толковый парень. Но вечно опаздывающий на уроки!
И вот в очередной раз, когда он, смущённо улыбаясь во всё своё круглое обаятельное лицо, вошёл в аудиторию с большим опозданием, я произнёс:
— О! Вот и Солнце!
Студент очень удивился:
— Какое же я Солнце? Я же чёрный!
Но я не растерялся:
— Ну да, конечно! Ты – Африканское Солнце!
Так к нему надёжно приклеилось это прозвище – Солнце!..
Так что шутите, улыбайтесь, смейтесь! И помните: жизнь прекрасна! И всё плохое когда-нибудь кончается – даже карантин и «самоизоляция»!
АНЕКДОТ
Вопрос педагогу:
— Скажите, пожалуйста, вы можете назвать три причины, по которым вы любите вашу профессию?
— Конечно! Вот они: июнь, июль и август!!!
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья