Продолжаем публиковать истории тех женщин, чьи открытие присвоили себе мужчины.
Вклад в кинематограф Алис Ги-Бланше
Алис работала секретаршей промышленника и изобретателя Леона Гомона, который вскоре, после вступления Алис в должность приобрел компанию, которая вскоре превратилась в киностудию «Gaumont».
Алис стала первой, кто срежессировал и снял художественный фильм, который получил название «Капустная фея или рождение детей».
Фильм стал так популярен, что получил множество ремейков в последующем. Однако, не смотря на популярность своего творчества, Алис пришлось столкнуться со множеством проблем по вычеркиванию ее имени из истории кинематографа.
Так, Гомон в 1930 году опубликовал биографию, где рассказал о становлении своей компании, ни слова не сказав о Ги-Бланше. Не сделал он этого и после того, как получил письмо от нее с просьбой упомянуть ее заслуги, хоть и пообещал. Один из основателей Французской синематики Анри Лангруа в своей статье «Истоки французского кино» не упомянул в ней Алис, хоть и писал о снятых ей фильмах.
Книги Колетт
Сидони-Габриэль Колетт, впоследствии получившая славу известной писательницы, в годы своего первого замужества за популярным в ту пору автором Анри Готье-Вилларом (известного под псевдонимом «Вилли») трудилась за него на правах «литературного призрака». Она написала для мужа серию очень популярных в то время романов о Клодине, которые Вилли публиковал под своим именем. «Клодину» переиздавали, в честь романа называли духи и пирожные, а тем временем Колетт не знала всего этого, продолжая бесконечно писать.
Муж запирал ее с пером и чернилами, пока она не выдавала ему очередной шедевр. А гонорары за хорошо продаваемые книги тратил на любовниц, а Колетт никогда не баловал и все время жаловался ей на то, что денег у них мало.
К счастью, она смогла вырваться от мужа-тирана и начать публиковаться самостоятельно.
Но «Клодину», как и несколько лет жизни, прошедшие в бесконечном процессе писательства без какого-либо признания и денег, ей уже никто не вернет.
Музыка Фанни Мендельсон
Родившаяся в 1805 году, Фанни была старшим ребенком в семье Мендельсон, на четыре года старше своего известного всем брата, Феликса. Первые уроки игры на фортепиано Фанни давала ее мать, а потом они вместе с братом стали учениками Карла Цельтера.
Фанни играла на фортепиано и скрипке. Ее голос воспевал в своих стихотворениях Гете. А еще женщина писала музыку.
Фортепианное трио и несколько песен, изданные посмертно, – долгое время считалось, что этим и ограничивается ее композиторская деятельность.
А все потому, что написанные ей многочисленные произведения были опубликованы под именем брата – Феликса. Например, марш Мендельсона, может, знаете такой? Музыку сочинила Фанни, однако, ее родственники были резко против того, чтобы женщина транслировала свои музыкальные способности широкой публике.
Так отец ее писал, ясно давая понять дочери, что музыка – это не женское дело:
«То, что ты написала о занятиях музыкой – по отношению и в сравнении с Феликсом, – правильно обдумано и выражено. Но… Для него, возможно, музыка станет профессией, в то время как для тебя – только орнаментом, никогда основой для бытия. Поэтому мы простим ему некоторые амбиции и жажду успеха, ведь ты всегда в этом отношении была разумна. И радость по поводу полученных им похвал доказывает, что ты бы заработала такое же подтверждение, будь ты на его месте. Не изменяй этим чувствам и линии поведения; они присущи женщинам, а только то, что является истинно женским, украшает твой пол».
К счастью, муж Фанни, Вильгельм, был поклонником ее творчества, он настаивал на том, чтобы она не бросала заниматься музыкой, выпускала свои произведения, и устраивал салоны, на которых она могла играть.
Однако, для широкой публики ее произведения звучали только в исполнении Феликса и публиковались тоже под именем Феликса, дабы «соблюдать нормы приличия».
«Франкенштейн» Мэри Шелли
Когда Мэри Годвин (в замужестве – Шелли) в 18 лет написала, а в 20 – опубликовала роман «Франкенштейн» она сделала это анонимно. И мир тут же стал гадать об авторстве произведения – его приписывали возлюбленному Мэри, поэту Перси Шелли, и даже их общему другу лорду Байрону, но только не самой девушке.
И, даже когда, роман был позже переиздан уже под именем Мэри, многие не хотели верить в то, что юная девушка написала мрачный, готический роман. Некоторые люди и по сей день пытаются доказать то, что автором был Перси.
И, хотя Шелли помогал жене редактировать произведение и вдохновил превратить изначально написанную новеллу в большой роман, черновики ясно дают понять, что автором была Мэри.
Открытие структуры ДНК Розалинд Франклин
Каждый школьник знает, что структуру ДНК открыли Уотсон и Крик – это написано во всех учебниках и активно транслируется системой образования.
Мужчины даже получили Нобелевскую премию за свои открытия, разве не это признание того, что прорыв в науке совершили именно они?
Однако, Розалинд Франклин бы с ними разительно не согласилась, так как награда полагалась и ей. Если бы дожила до дня вручения премии.
В лаборатории, где Розалинд работала, она мало кому нравилась из коллег-мужчин: она была немногословна, нетерпелива и непримирима в спорах. Она была женщиной, она была еврейкой. Многие относились к ней с пренебрежением.
Она долгое время работала над структурой ДНК и смогла сделать рентгенограмму волокон натриевой соли, на которой была четко видна спиральная структура кислоты. Полученный ей снимок получил название «фотография 51». Она и прежде утверждала, что ДНК имеет форму спирали, но теперь смогла это доказать.
Уотсон и Крик же, занимавшиеся тем же исследованием ДНК в соседней лаборатории попросили коллегу Франклин показать им полученный женщиной снимок, что произошло без ее разрешения и ее ведома.
Мужчины сразу оценили важность рентгенограммы и смогли быстрее построить свою знаменитую теорию, за которую в последствии получили Нобелевскую премию (в ее получении к ним присоединился Уилкинс, тот самый коллега Розалинд, что способствовал получению ее фотографии Уотсоном и Криком). Мужчины признали, что не смогли бы сделать свое открытие без знаменитой «фотографии 51», однако, Розалинд об этом признании уже не узнала – она умерла за три года до вручения Нобелевской премии за открытие структуры ДНК.
Увы, это далеко не весь список тех женщин, чьи открытия, изобретения, результаты творчества мужчины выдавали за свои. Хорошо, что большинство из названных героинь все же добились успеха и признания, не смотря ни на что.
Что еще почитать по теме:
10+1 изобретение придуманное женщиной: часть 1 и часть 2