Щетки стеклоочистителя — наиболее валообразующая категория для большинства компаний, занимающихся автотоварами.
В первую очередь, это связано с тем, что данная группа товаров относится к расходным запчастям и, как правило, замена щеток стеклоочистителя происходит в несколько раз чаще, чем других автоаксессуаров.
Автомобилисты в России меняют щетки стеклоочистителя 1 – 1,5 раз за год. Это средний показатель, который учитывает сезонность и различные климатические условия, влияющие на износостойкость щеток, на всей территории страны. Например, в период с ноября по ноябрь происходит как одна смена «дворников», так и две — в зависимости от условий эксплуатации.
Вторая причина, почему категория относится к валообразующей — это парная замена дворников. Товар редко меняют штучно, соответственно, средний чек при замене такого продукта автоматически увеличивается в 2 раза.
Оценка емкости рынка стеклоочистителей в России
Будет правильным дать оценку емкости рынка в России, основываясь на объеме импорта, так как на территории нашей страны данный продукт не изготавливается. Существует информация о производителе на Урале, однако, за время работы на рынке автоаксессуаров ни мы, ни наши коллеги не сталкивались с продукцией данного поставщика.
Таким образом, емкость российского рынка в категории щеток стеклоочистителя равна объему импорта данной продукции из-за рубежа. Так, например, емкость рынка в 2019 году составила 24,6 млн щеток стеклоочистителя, что равно объему импорта за тот же период. При этом 80% объема продукции приходится на импорт из Китая.
За 2019 год импортированы 543 торговых марки стеклоочистителя. Из них свыше 45% составляют ТОП-10 брендов в России.
Структура рынка сегодня
В условиях текущего экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, мы видим общее снижение покупательской способности и формирование более осознанного подхода к потреблению. Это формирует тенденцию перехода от премиального сегмента (как в отношении качества, так и цены) в сторону эконом и медиум.
Еще в конце 2019 года мы наблюдали падение спроса на щетки премиальных брендов и считаем, что в 2020 году эта тенденция сохранится.
Для этого существует ряд причин:
- аномально теплая зима 2019-20 года;
- пандемия коронавируса и вынужденная самоизоляция, которые сократили период эксплуатации авто, а значит и износ расходных материалов;
- снижение платежеспособности и смещение вектора потребления в сторону приобретения товаров первой необходимости.
«Емкость рынка в 2020 году неизбежно снизится, и при этом произойдет перераспределение долей рынка между премиум- и эконом-сегментом»
Доля медиум-сегмента на рынке также незначительно вырастет за счет потребителей премиум, которые не готовы перейти в эконом: они по-прежнему хотят покупать аксессуары хорошего качества от именитых брендов, но не готовы платить за них прежние деньги.
Динамика брендов в 2019 году только подтверждает наши прогнозы: такие представители премиум-сегмента, как Bosсh и Valeo, сократили cвое присутствие на рынке по сравнению с 2018 годом.
Примечательно, что выросла доля эконом-сегмента. Одна из эконом-марок в 2019 году показала 135% рост на фоне сохранения или незначительного роста показателей остальных брендов. Autovirazh увеличил долю рынка лишь на 3,83%, AVS — на 7,42%.
При этом малоизвестные новые марки смогли обеспечить более серьезный прирост в сравнении с показателями 2018 года.
Рост неизвестных марок говорит о следующем:
- Во-первых, это попытка захватить рынок за счет сверхнизкой стоимости на универсальную щетку, при этом вопрос качества продукта не является решающим.
- Во-вторых, дешевые бренды вышли из «серой зоны», а при аналитике импорта в 2018 году не идентифицировался как самостоятельный.
По нашим прогнозам, в 2020 году сохранится статистика увеличения доли рынка эконом-сегмента за счет сокращения доли премиальных брендов.
Что произошло с брендами AZARD Group в 2019 году
Ассортимент щеток AZARD Group показал прирост на 30% в категории эконом-сегмента (например, марки Brush). В медиум-сегменте, который представлен продукцией мирового бренда Goodyear, доля рынка увеличилась на 51% по отношению к 2018 году.
В 2019 году щетки Goodyear заняли 13-е место по объему рынка, уступив только щеткам Denso (среди известных марок). Остальные места заняли девять брендов эконом-сегмента и одно — премиум.
Прирост и удержание позиции на рынке для щеток Goodyear вызваны, во-первых, расширением продуктовой линейки; во-вторых, увеличением объемов продаж по уже существующим категориям, например, щетки серии Frameless.
Несмотря на общее падение рынка в натуральном (штучном) выражении, Goodyear сохранит позиции в первой десятке за счет перехода потребителей от премиум-сегмента к эконом.
Ассортимент AZARD Group в 2020 году
На основе проведенной аналитики мы прогнозируем рост продаж в эконом-сегменте. Рынок перенасыщен привлекательными в цене новыми продуктами от малоизвестных марок. Кроме того, ряд брендов ведут достаточно агрессивную политику на рынке.
В 2020 году ожидается рост ценового медиум-сегмента за счет представленности в нем мирового бренда Goodyear, который позиционируется на рынке как «премиальное качество по НЕ премиальной цене».
То, что нужно сейчас потребителям.
Присоединяйтесь и первыми получайте проверенную информацию от экспертов AZARD Group. Мы движемся вперед в любой ситуации. Оставайтесь с нами!