После завершения второй мировой войны, которая дала огромный толчок в производстве различного вооружения, в том числе и бронетанкового, у стран осталось огромное количество той самой бронетехники. Разнообразие танкового парка, который включал в себя легкие, средние и тяжелые танки, не совсем способствовало унификации, к которой стремились военные.
Перевооружение танковых подразделений Советского союза началось практически сразу же после завершения войны. Во второй половине 40х годов было развернуто производство Т-54. В начале 60х годов их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые открытия и исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро делали новые машины устаревшими.
Именно в этот период наметилось изменение классификации танков. Новые разработки позволили объединить все необходимые для бронетехники параметры - быстроходность, защиту и мощное орудие – в один танк. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений. В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей, по мнению военных, была замена Т-64А, которые использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекторным и вентиляторным охлаждением. Побочно велись разработки по созданию автомата заряжания для танковой пушки на 22 выстрела. По своей сути танк Т-72 относится к средним танкам, так как у него очень хорошая скорость, и хорошая огневая мощь. Но в современной классификации такой тип машины определяют как основной боевой танк (ОБТ).
Особенность всего этого класса является многозадачность и универсальность. Такие танки могут использоваться как в наступлении на широком фронте, так и поддержка небольших подразделений, как в атаке, так и в обороне. Именно это и является преимуществом данного вида танков. По конструкции Т-72 ничем не отличается от других — то есть создан по классической схеме. Корпус разделен на три отделения — в передней части находится отделение управления машиной вместе с механиком-водителем танка. По середине находится боевое отделение. В башне располагаются командир и наводчик машины. Под ними находится боекомплект танка. Сзади танка располагается моторно-трансмиссионное отделение. В состав экипажа входят три человека. Это командир машины, механик-водитель и наводчик. Четвертый член экипажа отсутствует за ненадобностью, так как в машине стоит автомат заряжания орудия.
Управление танком осуществляется механиком-водителем в передней части корпуса. Для этого его место оборудовано рычагам и педалям, с помощью которых и происходит рулежка машиной. Слева от механика располагаются щитки контрольных приборов. Место мехвода находится по центру, с обеих сторон располагаются топливные баки. Для внешнего наблюдения есть прибор ТНПО-168 с гидропневматической очисткой стекол. Наводчик ведет наблюдение преимущественно через многоканальный комбинированный прицел. Имеются оптический и тепловизионный канал, а также лазерное целеуказание для управляемых ракет. Предусмотрено и ночное прицеливание, позволяющее распознавать цели в пределах 3,5 км. У командира машины установлен прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4СР, либо же ставиться Т01-04. С помощью приборов наблюдения командир имеет возможность вести наблюдение и днем и ночью. Днем возможно распознать цель на расстоянии в 4 км, а ночью этот показатель снижается до 1 км.
Для командира предусмотрен прицельно-наблюдательный комплекс типа ПНК-4СР или Т01-04. Дневная дальность распознавания — 4 км, ночная — 1 км. Также имеются два прибора ТНП-160 и один ТКН-3. Для внешней связи танк комплектовался радиостанцией Р-123М, внутренние переговоры обеспечиваются устройством Р-124. Предусмотрен аппарат А-4 для связи с десантом, который может расположиться на танке. Т-72 имеет дифференцированное бронирование. Корпус собирается из листов катанной гомогенной броневой стали. Лобовая часть состоит из клиновидной формы, в которую соединены две бронеплиты с комбинированным бронированием. Верхняя броневая плита состоит из 80 мм стального наружного слоя, 105-миллиметрового стеклотекстолитового и 20 мм внутреннего стального слоя т. Нижняя плита это катанная гомогенная броня, толщина которой составляет порядка 85 мм. Остальной корпус выполнен из гомогенной катаной стали. Вертикальные борта имеют толщину порядка 80 мм в передней части и 70 мм в моторно-трансмиссионной. Между моторно-трансмиссионным отделением и боевым находится бронеперегородка. Крыша состоит из двух бронелистов. Днище же имеет корытообразную форму. На первых танках Т-72 защита башни была монолитной, что в современное время являлось недостатком, потому как могла быть пробита любым кумулятивным снарядом. недостатком машины. Позже, уже Т-72А башня также получила комбинированную защиту.
По мере того, как происходила модернизация танка, улучшалась и его защита и появлялось новое дополнительное бронирование. Основное вооружение танка это 125мм гладкоствольная пушка. Дополнительным вооружением на танке служат два пулемета — НСВТ «Утес» калибром 12,7 мм, который располагался на башне, возле люка командира машины, и ПКТ калибром 7,62 мм, который спарен с основным орудием танка. «Утес» применяется в качестве зенитного вооружения, и управляется только в ручную, что по моему мнению в современных реалиях является существенным недостатком. Углы наклона орудия составляют от –6° до +13°. Боекомплект танка составляет 39 выстрелом к 125мм орудию, из которых 22 подаются с автоматической перезарядкой, остальные заряжаются вручную командиром из боеукладки, которая находится в корпусе машины. За более чем сорок лет эксплуатации Т-72 было изготовлено множество его клонов и модификаций. Еще на этапе проектирования и разработки в 60-х годах имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка. Но среди всех советских и российских модификаций танка можно выделить такие:
- Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
- Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
- Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
- Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
- Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
- Т-72М и Т-72М1— экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
- Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, толщина брони усилилась до 570 мм;
- Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
- Т-72Б2 «Рогатка». Данная модификация получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной скоростью стрельбы, так же танк получил электромагнитную защиту против мин;
- Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 г.) с современным оснащением, вооружением и бронированием.
С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели.
После распада союза свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Ирака и Румынии.
Танк Т-72 и его модификации активно применялся, и к сожалению до сих пор применяется, во всех конфликтах последних десятилетий на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине.