Французская сеть гипермаркетов «Ашан» - безусловно, самый обсуждаемый игрок на рынке продуктового ритейла в России. Это своего рода феномен. Компания, про которую справедливо было бы сказать: от любви до ненависти один шаг. Хотя это сильно сказано. От любви до разочарования - вот так точнее.
«Ашан» был здесь первым, что уж скрывать. Это они привезли в Россию огромные, поражающие (по тем временам) гипермаркеты, в которых было ВСЕ и очень-очень дешево. В первые «Ашаны» за МКАДом съезжались со всей Москвы. Потом историю повторялась в каждом из новых регионов, в которые выходил ритейлер с своим форматом-победителем.
Скажи кому-нибудь в то время, что настанет момент, и гипермаркеты станут не нужны, и вокруг никто бы не поверил.
«Удар по ценам!» - под таким мощным слоганом «Ашан» убирал конкурентов в течение нескольких лет, завоевывая доверие и лояльность покупателей. Действительно дешевле ни у кого не было. Даже пришедший в Россию немецкий гигант Metro Cash & Carry (со своими входными карточками) не испортил погоды.
Но времена меняются, а «Ашан» остался где-то там в начале 2000-х. Его предупреждали, что рынок не стоит на месте, и запросы россиян уже совсем иные. Что нужно развивать электронную коммерцию тоже говорили. В итоге «Ашан» запустил что-то странное - вместо продуктов мебель и другие товары странного происхождения. Но это уже другая история. Сегодня компания пытается запрыгнуть в уходящий поезд, даже договаривается о доставке со сторонними сервисами. Но не поздно ли?
В апреле и мае, когда все российские крупные продуктовые ритейлеры потирали руки и считали рекордную за последние годы выручку, «Ашан» все больше терял покупателей.
Можно сказать, что не повезло.
Покупателям не оставили много выбора - все ходили в ближайшую «Пятерочку» и «Магнит», а за большими покупками - в расположенные все же в жилых кварталах гипермаркеты «Лента». В то же время «Ашан», традиционно располагающийся за городом, для многих стал просто недостижим. Даже для тех, кто не успел в нем разочароваться и сохранял верность на протяжении лет.
К тому же, многие гипермаркеты «Ашана» остались своего рода бесполезными «якорями» опустевших торговых центров, в которых трафик упал этой весной более чем на 70%. В самом деле, кому придет в голову ехать за продуктами в гигантский молл, в котором работают только «Ашан», аптека и зоомагазин.
Вот и получилось, что пока российские продуктовые сети наращивали выручку на 15-20%, «Ашан» потерял четверть объема продаж по сравнению с прошлогодними показателями. В отдельных торговых точках снижение трафика достигало 60%. В мае ситуация начала постепенно стабилизироваться по мере того, как ограничения стали сниматься. Уже в июне, с открытием торговых центров, «Ашан» почувствует себя значительно лучше.
Но сможет ли французский ритейлер пережить это падение продаж? Рекордное в истории компании на российском рынке. Не стоит забывать о том, что ритейлер и так последние 4-5 лет каждый год терял выручку и долю на рынке.
Участники рынка не исключают возможности того, что продуктовый гигант в один момент не выдержит давления со стороны конкурентов и продаст свой бизнес (а он по-прежнему огромен) и уйдет из России. Впрочем, в самой компании, как всегда сохраняют оптимистичный настрой. На сегодняшний день в России каждый пятый гипермаркет принадлежит «Ашану». И, возможно, он еще поборется за место под солнцем. Но сделать это будет очень непросто.