Найти тему
Влад Тодов

Злополучная тройка (ч.III)

Марика позвонила и маме.

- Привет, мама, как настроение?

- Да так себе, нормально.

- Мам, ты ушла такая расстроенная… я беспокоилась за тебя… поэтому и звоню тебе.

- Спасибо, доченька. Не унывай, всё проходит. И это пройдёт, так устроен свет – процитировала Вера Игнатьевна слова модного хита.

Юрий Дмитриевич позвонил в школу и договорился с Марией Константиновной о маленькой аудиенции.

Ровно в шесть часов вечера Юрий Дмитриевич с любимым тортом «Зимняя вишенка» и бутылкой хорошей Хванчкары явился в школу. Он её тепло поздравил с окончанием учебного года и пожелал здоровья и новых трудовых успехов.

Отец Марики начал сразу разговор с темы, ради которой он пришёл на свидание с учительницей.

- Не скрою – сказал он,- мы дома опечалены тройкой по русскому языку у нашей дочери за прошедший учебный год. Зная ваш авторитет и неподкупность, я почти уверен, что у дочери существуют какие-то непонятные нам родителям причины, мешающие ей выйти хотя бы на четвёрку в итоговых оценках.

- Это очень хорошо, что вы пришли за разъяснениями по поводу возможных причин неудач у Марии по русскому языку. Конечно, в таком живом деле как филология, трудно ручаться за абсолютную адекватность даваемых оценок – слишком подвижен объект разговора. Но попытка – не пытка, и я попробую изложить вам своё представление об интересующем вас предмете. Поскольку вы научный работник я надеюсь, что оперирование научными категориями в области языкознания не вызовет у вас трудностей понимания моих рассуждений.

Прежде всего хочу вам сказать, любезный Юрий Дмитриевич, что, работая с вашей девочкой у меня сложилось убеждение, что основная причина отставания Маши по русскому языку состоит в так называемой фонетической аберрации. Если вы не знакомы с этим термином я попробую очень коротко объяснить вам суть явления – и Мария Константиновна вопросительно посмотрела на Панайотова.

- Было бы весьма полезно, Мария Константиновна, послушать вас по этому языковому явлению. Мы, технари, имеем дело с абсолютно другим объектом анализа и не всегда располагаем достаточным временем, чтобы глубоко интересоваться гуманитарными проблемами.

- Превосходно – сказала старая учительница, - с такими людьми, как вы, быстро находишь контакт. Спасибо. Итак - сказала она, положив руки на стол,- что такое языковая аберрация? Представьте себе, что наше сознание вынуждено одновременно манипулировать двумя языковыми факторами в одной, причём не простой, обыденной, а академической среде – в школе. Вы дома говорите на греческом языке, и он выступает фактором не только взаимопонимания между вами. Этого можно добиться и говоря на русском языке. Вся важность материнского языка состоит в том, что он вносит в сознание общающихся людей чувство интимности на почве общей ментальности – в процессе общения как бы разливается невидимое тепло родства между людьми.

Теперь представьте, что ваша девочка приходит в школу, где говорят только на государственном языке – на русском. Этот язык для Маши тоже как бы родной и на практике она не испытывает никаких неудобств. Но в глубине мысленных операций постоянно происходят взаимные замещения между выражаемыми смыслами на русском и греческом языках. Если у русского ребёнка не происходит при этом серьёзных искажений произносимых символов, то у Маши это происходит постоянно. На каком-то этапе происходит сбой. И вот перед нами роковая ошибка.

Учителя не интересует по какой причине произошёл сбой, он извините за упрощение, – учётчик ошибок и оценщик знания по предмету. Но объективно он имеет дело с проявлением у учащегося языковой аберрации, т.е. фонетическим искажением. И вот эта роковая аберрация главная причина бед вашей девочки по русскому языку. Сумела ли я объяснить вам доходчиво причину неудачи вашей дочери? – спросила Мария Константиновна и с любопытством посмотрела в глаза отцу Маши.

Совершенно ошеломлённый тем, что он услышал от этой скромной учительницы русского языка, Юрий Дмитриевич некоторое время молчал в замешательстве. Затем чему-то улыбнувшись он сказал:

- Я вам, Мария Константиновна, бесконечно благодарен за такой научно исчерпывающий краткий и убедительный ответ на мой вопрос. Я должен вам признаться, что вы открыли мне глаза на явления, скрытые туманом повседневности.

- Но это ещё не всё, Юрий Дмитриевич, - сказала старая учительница, воодушевлённая взаимопониманием, достигнутым ею с отцом ученицы. – Существуют и другие причины, привносимые уличным или подростковым сленгом, неосознаваемым или нарочитым искажением норм артикуляции в повседневном общении с друзьями. Эти всякие «не хило», «ва-а-ще», «прикид», «клёво», «прикольный» и тому подобные словечки тоже делают свою подрывную работу. А ваша девочка охотно пользуется этим лексиконом. Ну и кроме этого, её величество лень, отсутствие умственной дисциплины и воли. О других причинах говорить не буду - я и так вас достаточно задержала после работы. Надо идти домой. В порядке оптимизма могу уверенно сказать, что способности вашей девочки дают мне основание уверенно утверждать,что в девятом классе у неё будет твёрдая четвёрка, а может быть и пятёрка.

Сияющий Юрий Дмитриевич признался Марии Константиновны, что её короткая языковая лекция впечатлила и избавила его от вульгарных представлений об учителе как о простом передатчике знаний.

- Вы меня совершенно покорили, дорогая Мария Константиновна, чистосердечно признался взбодрённый папаша и вышел из школы.

Дома состоялся большой разговор о состоявшейся в школе беседе с мудрой Марией Константиновной. Злополучную тройку «проглотили», и Вера Игнатьевна обрела относительное спокойствие.