Вы наверняка слышали, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. То же самое можно сказать о благородной в целом затее по поиску останков солдат, оставшихся на полях сражений Великой Отечественной войны.
Найти места былых сражений не составляет особого труда, особенно с учетом доступности информации и современных GPS технологий. С первого взгляда все выглядит проще пареной репы.
Без энтузиазма, металлоискателя и лопаты поисковику, конечно, не обойтись, но есть в этом деле куда более важные вещи.
На территории Российской Федерации поиски останков солдат разрешено проводить только официально зарегистрированным органами МВД поисковым отрядам. Да, конечно, бывают любители одиночных работ в окопах. В лучшем случае они принадлежат к какому-то отряду и имеют разрешение, в худшем – ищут приключений на свою пятую точку.
Даже если вы просто отчего-то решили покопать ямки в лесу, то ваши действия уже могут рассматриваться в соответствии со статьей 243.2 Уголовного Кодекса России. То есть любой страж порядка имеет возможность предъявить вам «поиск и/или изъятие археологических предметов из мест залегания, проводимые без разрешения». Дальше идет перечень всего того, что грозит вам за такую самодеятельность: исправительные работы сроком до 1 года, штраф до 1 млн. руб. или тюремное заключение на срок до 6 лет в зависимости от того, сколько вас было, застукали ли вас в границах объекта культурного наследия и т.п.
А если вы, движимые наилучшими побуждениями, обнаружили противотанковую мину, маузер или что-то даже отдаленно относящееся к вооружению, то речь уже пойдет о статье 222 УК РФ – хранение, перевозка, ношение огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств. За все это грозит ограничение свободы до 3 лет.
Проблемы иногда возникают даже у официально зарегистрированных отрядов с долгой историей. Тут уже дело не столько в незнании законов, сколько в обычном русском авось. В начале 2018 г. произошел инцидент в Ленинградской области. Ребята из отряда «Юрий Гагарин» поимели долгий разговор в отделении полиции только из-за того, что приехали на место работ, не дождавшись получения официального разрешения. Разрешение они формально уже получили, но энтузиазм позвал раньше, чем завершились неторопливые бюрократические процедуры. Так что даже незначительная на первый взгляд мелочь может в итоге изрядно попортить нервы поисковикам.
Есть еще категория людей, к которой вы, конечно же, не относитесь. Поныне встречаются в бывших фронтовых лесах и полях любители разжиться солдатским котелком, каской, орденом или иной коллекционной вещицей. Не спится спокойно черным копателям, тянет их на места былых сражений со страшной силой. Случай этот особо запущенный как с позиции неуважения к закону, так и в плане этики. Учитывая, что металлические предметы часто являются единственной зацепкой для определения места положения павших бойцов, то их растаскивание означает, что неизвестных солдат останется больше. К тому же котелки и ложки нередко подписывали, а это дает хороший шанс узнать ФИО солдата и найти ныне живущих родственников. В общем, к черным копателям у поисковиков особое неуважение.
Стоит также учитывать одну крайне опасную ситуацию, которая угрожает не только поисковикам, но и туристам с грибниками. Даже через 70 с лишним лет некоторые неразорвавшиеся боеприпасы могут-таки сработать при панибратском к ним отношении. Даже походный костерок в местах сражений может завершиться опасным фейерверком. Так что перед приготовлением любимой яичницы умный поисковик/грибник/турист обязательно проверяет, не осталось ли под будущим костровищем горячих приветов из 1940-х.
С поиском солдат связано немало утомительной бумажной работы, которая ложится на руководителя поискового отряда.
Все найденное оружие должно быть оформлено по установленным правилам и передано в полицию. Далее уже решается вопрос о его уничтожении или передаче в музей.
Должно оформляться даже то оружие, которое было убито ржавчиной и советскими саперами.
После войны места боев прочесывали группы саперов. Они приводили найденное оружие в небоеспособное состояние (одним словом – ломали). Обезвреженные находки зарывали в ямы и скидывали в водоемы. Брошенного оружия в то время было настолько много, что вывезти и утилизировать все не представлялось возможным. Павших солдат тогда, к слову, не особо активно искали, главной задачей было предотвратить сбор боеспособного оружия населением, а также обезопасить это самое население от подрывов на минах и т.п.
Обнаружение боеприпасов в ходе поисковых работ также предполагает взаимодействие отряда с полицией и вызов на место действия саперов.
В России официально зарегистрировано более 600 поисковых организаций. Шанс найти взаимопонимание и влиться в ряды любой из них приближается к 100%. Это и есть первая точка приложения энтузиазма для будущего законопослушного поисковика. Подобные организации также действуют в Беларуси, Украине, Латвии и Литве. Хороших вам друзей и удачных поисков вместе с ними.