Найти тему
Антон Шугалей

Эмоции XXI века или почему психология отбирает хлеб у религии.

«Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец» – полное название главного канонческого сборника православной церкви.

Правила Гангрского (IV в.н.э.) собора содержит в частности и такое: «Если кто-либо под предлогом благочестия учит раба презирать своего господина, уклоняться от служения и не с усердием и всякой честью служить своему господину – да будет под клятвой».

Это правило является частью тех самых канонов, на которые так любят ссылаться сегодня, когда тоскуют по утерянному порядку и церковной дисциплине. Надо ли говорить, что это правило сегодня не актуально, более того, само его существование в действующем каноническом сборнике является проблемой, потому что фактически признает реальность рабства как норму. Проповедник, который решил бы сегодня прибегнуть к этому правилу для оправдания рабства стал бы не только моральным, но и уголовным преступником.

Однако, само наличие такого правила крайне важно, потому что многое говорит нам о психологии человека той эпохи, о социальном взаимодействии, и главное о способах работы со своими чувствами и эмоциями. Одна из проблем мифического сознания в современности – это иллюзия, что в древности лучше знали как жить, как спасаться и вообще все было лучше справедливей и добрей.

Основывается это заблуждение на особенности человеческой психики, которая склонна считать далекое прошлое золотым веком, а суровое настоящее почти адской апокалиптической реальностью. Всё потому, что люди склонны проецировать на общечеловеческую историю, свою собственную жизнь, где детство - далекое прошлое, всегда как правило беззаботно, а взросление болезненно и суетно.

В реальности же, вернувшись в столь вожделенное прошлое современный человек столкнулся бы вовсе не с идеалами гуманизма, а с весьма дикими нравами, когда людей сжигали в раскалённом докрасна быке, из рта которого раздавались вопли казнённого, и должны были изображать собой рев мычание того самого быка. Show must go on. Это была распространённая казнь в эпоху святого императора Феодосия.

Император Василий II Великий получил прозвище Болгаробойца за регулярные войны с болгарами, которые на тот момент были уже вполне себе христианами. После одной из побед он приказал ослепить 15000 болгар, оставив толко по одному человеку на каждую сотню с одним глазом, чтобы до дома могли дойти. Это считалось милосердием, мог бы и на кол посадить всех, что собственно тоже бывало.

Что в эту эпоху ждало женщин, детей и рабов, лучше вообще умолчать, как и про особенности медицины. Все это часто никак не порицалось и воспринималось как некоторая норма, что мы и видим из того самого правила Гангрского собора про рабов.

Считать, что это всё никак не отражалось на благочестии и подходу к стяжанию святости было бы наивно. К слову сказать очень многие аскетические тексты рождались в среде, которая откровенно не любила тело, почему Соборы неоднократно вынуждены были присекать эти настроения, хоть и не всегда успешно.

Например, тот же самый Гангрский собор имеет и такое правило: «Если кто-либо осуждает человека, с благоговением и верою вкушающего мясо (кроме крови, идоложертвенного и удавленины), как не имеющего упования по причине его вкушения – да будет под клятвой». Этот текст направлен именно против монашеских перегибов в плане питания и отношения к еде, но и он сегодня часто нарушается.

Также крайне любопытно правило того же собора про одежду: «Если кто из мужей, ради мнимого подвижничества, употребляет суровую верхнюю одежду и, якобы от сего получая праведность, осуждает тех, которые со благоговением носят шелковые одеяния и употребляют общую и обыкновением принятую одежду, да будет под клятвой».

Тут можно вспомнить еще более суровые практики веригоношения или самобичвания, которые и до сего дня применяются в некоторых особо древних и почитаемых монастырях, хотя уже и не афишируются. Эти традиции, которые стали чуть ли не обязательным содержанием житий святых, на самом деле происходят не от чего иного как от пренебрежительного отношения к телу, которое рождалось из влияния античной философии и неправильно понимаемых текстов Писания, в частности апостола Павла.

Например отношение к телу в монашеской среде проецировалось и на отношение к браку, поэтому всё тот же собор издал еще одно правило: «Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет под клятвой». Увы, даже сегодня, несмотря на такое очевидное правило, этот перегиб не изжит, что выражается в негласном старшинстве монашествующего священника над женатым в случае их совместного служения.

Возвращаясь к самобичеванию не лишним будет сказать, что сегодня такие практики рассматриваются уже как откровенный и запущенный невроз и требуют адекватного лечения, а вовсе не восторгов и поклонения.

Отношение ко многим эмоциям было в этом ключе вполне однозначным, они считались неуместными и их рекомендовалось подавлять и отчуждать, что в контексте современных знаний о природе человека можно рассматривать как откровенную аутоагрессию со всеми вытекающими последствиями в виде психомоатических заболеваний, нервных срывов, панических атак и тому подобных прелестей, которые вовсе никак не ведут ни к святости ни даже просто к нормальному существованию.

Подавление эмоций было нормой потому же, почему нормой было рабство. Слишком мало значила человеческая жизнь, человеческая судьба и уж конечно не шло речи о каких-то правах человека, правах женщин и тем более детей, которые вообще мыслились наравне с рабами до определенного возраста.

Эмоции для многих были частью той самой человеческой природы, которую было принято умерщвлять и подавлять, как подавляли других людей, народы, рабов. Только эмоции были внутри, а все остальное снаружи, но сути то это не меняло. Тело часто мыслилось именно как раб, которого надо покорять и подавлять. Лишить его здоровья для усмирения не только было нормой, но даже приветствовалось.

Конечно, были и некоторые исключения. Гневаться на ромея конечно нельзя, но вот на варвара даже похвально и при некоторых условиях простительно. Но, если не удалось выплеснуть эмоции легально в каком-нибудь военном конфликте, коих у империи было вдоволь, то изволь себя сдерживать и вообще не отсвечивай, мало ли что.

Чувства не считались чем-то важным и заслуживающим внимания, тем более, что про устройство человеческой психики с ее бессознательным и тем более про генетику и устройство мозга тогда не знали ничего. Необходимости решать проблему экологичного выражения гнева, например, просто не было.

Сегодня мир изменился и изменился существенно. Изменились и скорректировались наши знания о человеке и его устройстве. Да, мы действительно знаем сегодня о человеке больше чем знали святые отцы и святость здесь не играет роли.

Святость не дает всезнания и не делает человека безгрешным. Это еще одна ошибка восприятия. Я уже много раз приводил в пример взгляды святых отцов, которые мягко говоря не соответствуют действительности, например:

«Многие породы птиц для зачатия не имеют нужды в сообщении с самцами, но у других неосемененные яйца бывают бесплодны»;

«Видим, что угри не иначе образуются, как из тины. Они размножаются не из яйца и не другим. каким-либо способом, но из земли получают свое происхождение»;

«И ехидны рождаются, прогрызая утробу рождающей, и тем воздавая ей приличную награду».

Все это не что иное как Беседы на Шестоднев от одного из самых авторитетнейших святых отцов – Василия Великого. Подобные же взгляды у отцов встречаются и по поводу устройства человека

Сегодня мы не считаем войны нормальными, не считаем нормальным сжигать людей в медных быках, не считаем нормальным бесправие женщин и детей, и конечно не считаем нормальным рабство. Однако часто отношение к телу остатеся таким же, как если бы оно было нашим рабом.

Подавлять эмоции, как подавляли тело, или как подавляли раба, вовсе не лучший способ работы с психикой. Не от этого ли часто храмы наполнены мрачными угрюмыми людьми без радости в глазах. С эмоциями нужно уметь работать, потому что нас этому никто не учил. Как когда-то никто не учил нас что иметь рабов вообще-то не очень хорошо.

Проживание эмоций, эмоциональный интеллект, умение чувствовать свое тело, способность спокойно говорить о своих желаниях, навык говорить “нет” тогда, когда это необходимо и “да” тогда, когда это страшно – всё это не является содержанием святоотеческой литературы, но и жить без этого сегодня полноценной жизнью, уже сложно.

Умение экологично выражать гнев или другие эмоции – область психологии. Сегодня это такая же часть нашей жизни как и права человека, женщин, детей, цивилизованные отношения, знания о происхождении видов, генетика и многое-многое другое, что знаем мы, но что было совершенно незнакомо даже самым святым из отцов.