Найти в Дзене
Динар Шарифуллин

Макулатура: Бизнес-план и пошаговая инструкция.

Как я уже говорил ранее в теме «Бизнес-план пластик. И пошаговая инструкция» (обязательно прочтите ее, если не делали этого ранее для полноты картины), я являюсь предпринимателем-самоучкой, не заканчивал MBA да и экономического образования тоже нет. А бизнес-план никогда не писал, лишь видел пару раз красивые теории на бумаги, в основном в стиле жизни в розовых очках. Являюсь больше практиком, и структура, может, будет и не совсем правильная, но точно рабочая и правдоподобная исходя из нашего уже имеющегося опыта и знаний.

Итак, поехали. Вы решили заняться вторсырьем, а именно макулатурой. Для начала необходимо изучить виды макулатуры. Да, да, макулатура имеет виды и довольно-таки много. По ГОСТу они называются: мс 8в, мс 7б1, мс 7б2, мс 7б3, мс 13в, мс 5б, мс 6б и т.д. Их ещё очень много, но самые основные я вроде пересчитал. Благодаря этим знаниям и правильной сортировке вы сможете зарабатывать +40% на макулатуре. Более подробно на эту тему, и как различать сорта бумаги, есть серия на нашем Ютуб-канале. Ссылка в “шапке” профиля. Заходите и подписывайтесь, если вам интересна данная тема.

Когда вы разобрались с данной тематикой, необходимо решить с форматом работы, по которой вы планируете далее двигаться. То есть - выбор помещения. Что это будет? Вагончик, гараж, открытая площадка, небольшой склад, большой склад или база? На эту тему тоже есть отдельный ролик. Исходить необходимо, конечно же, от ресурсов. Если есть ресурсы, то снимайте склад или сразу базу, но рекомендую начать с чего-то не очень большого и затратного. И укрупняться уже по мере нарастания объема, чтобы затраты на аренду и заработную плату росли параллельно выручке и прибыли. А не сразу огромные траты при маленькой выручке и прибыли, а чаще всего и вовсе их отсутствие. Есть такое понятие, как “точка безубыточности”. У всех она разная и достигается всеми за разный период времени. Мы сами достигли ее на четвёртый месяц. И это считается хорошим показателем. Иногда, бывает, год. У меня в жизни были проекты, которые я выводил в прибыль три года. В общем, всегда по-разному, но суть в том, что, чем больше у вас трат на начальном этапе, тем сложнее выйти на точку безубыточности, при отсутствии финансовых резервов, а самое главное - знаний, опыта и компетенций как руководителя. Только представьте себе, как вы платите 300.000 руб. ежемесячно за аренду базы, плюс огромный бюджет на заработную плату и другие расходы при выручке 1 млн рублей с маржинальностью бизнеса в 40% максимум. Это ещё если вам удастся найти сразу же хорошие цены по сбыту продукции, что очень маловероятно на начальном этапе. Не путайте маржу с чистой прибылью. Там совершенно другие цифры. Об этом я расскажу более подробно в следующей статье на тему «Сколько можно заработать на макулатуре? Многомиллионный бизнес или пустая трата времени?».

В общем, начните с малого и идите к большему по мере развития. Как говорится в одной известной книге по бизнес-литературе: сначала научитесь ползать, потом идти, и лишь после этого начинайте бежать. А не наоборот, как многие пытаются делать.

Итак, вы разобрались с видами макулатуры, решили, какое помещение вам по карману. Теперь пришло время выбрать Юр. лицо. Тут буду краток. Для этой сферы деятельности идеально подходит форма юридического лица в виде ИП. Указываете соответствующие ОКВЭД по сбору вторсырья и говорите в налоговой либо человеку, который профессионально занимается регистрацией подобного, о том, что хотите, чтобы ИП было на «патентной системе» налогообложения. Это очень важно. Вкратце, такая система налогообложения крайне выгодна в данной сфере, и там абсолютно отсутствует отчетность. Все, что надо заплатить, это примерно 25.000 руб. в год - и все. Пользуйтесь на здоровье и делайте что хотите, в рамках закона, естественно. Никто вас не трогает. Это своего рода поддержка от государства для этой отрасли, которой обязательно необходимо воспользоваться, пока есть такая возможность. Более подробно я раскрываю эту тему (и не только) в своих еженедельных бесплатных вебинарах через свою страницу в “Инстаграм”.

Теперь у вас есть юр.лицо, понятие о видах сырья и помещение. Пришло время покупать оборудование. Минимальный пакет оборудования, который вам понадобится при открытии склада или базы:

✔️ пресс: минимум 16 тонн усилие сжатия. Стоимость б/у от 100 до 170 тыс руб. Новые - 250-300 тыс.;

✔️ весы: 1,5 на 1,5 метра до 2 тонн, от 15.000 - б/у и от 25.000 - новые;

✔️ рохля: 10-15 тыс. - б/у;

✔️ автовесы: от 100.000 - б/у, новые - 250.000. Плюс монтаж и заливка основания - 50-100 тыс. Хорошо, если найдёте склад с уже существующими автовесами;

✔️ японский вилочный погрузчик: от 500 до 700 тыс. рублей - б/у. Не берите болгарского производства, дешевый - на ремонт отдадите ещё больше. Можно попробовать обойтись тельфером, если вам повезло и он был установлен на складе изначально до вас;

✔️ вагончик, оборудование в офис, видеокамеры, хозтовары и прочие мелкие нужды - ещё на 100-200 тыс.;

✔️ оборотные средства: минимум 500 тыс. Вообще, чем их больше - тем лучше. Маслом кашу не испортишь, как говориться.

У нас ушло на открытие склада в своё время 1.5 млн рублей. Это оборудование - 900 тыс и оборота - 600 тыс. Это крайне мало, и никому не рекомендую запускать аналогичный проект на столь минимальный бюджет. Очень велика вероятность упасть и разбиться, так и не взлетев, как чуть не случилось с нами. Аналогичные проекты запускали два года назад на 4-5 млн. Но, правда, неудачно. Так что наличие денег - не главное. У нас же на сегодняшний день база в 3500 м2 и общая капитализация на 10 млн. За 4 года. Этого все ещё мало. Хотелось бы 20 млн - только на оборотку. Плюс оборудование - на 10 млн. Но есть желания, а есть реальность, желание побуждает к действиям. Для нас же этапы ползти и идти уже позади, пришло время бежать. И плюс 20 млн достичь будет гораздо легче, дай бог, чем первые 10 млн.

Завершающие этапы: составление прайса, набор персонала, реклама.

На начальном этапе вам необходимы: прессовщик, грузчик, сортировщик, начальник склада, бухгалтер/кассир, диспетчер.

Работайте активно над рекламой. Основной статьей трат бюджета этого бизнеса являются: заработная плата, аренда, реклама и логистика. Есть реклама - есть звонки и клиенты, нет рекламы - нет клиентов. Особенно на начальных этапах. Далее клиентская база нарабатывается. Но бюджеты вряд ли сократятся. На содержание только соцсетей у нас в месяц уходит 150-200 тыс. рублей. Сайт - 70-100 тыс. рублей в месяц. Плюс традиционная реклама в виде расклеек, баннеров, ТВ и так далее - от 50 до 200 тыс. Такой разбег из-за непостоянства некоторых каналов рекламы. У нас есть постоянные площадки размещения рекламы, а есть дополнительные, которые мы запускаем лишь по необходимости.

Продумывайте свой маркетинг, составляйте УТП, офферы, прорабатывайте путь клиента, дайте должный сервис, копите базу клиентов и работайте по ним, повышайте NPS клиента и его лояльность к бренду, и за ваши труды воздастся. Дело времени. Ну а дальше - отдел продаж, отдел маркетинга, технический директор, коммерческий директор, финансовый директор, отдел логистики и т.д. Но это уже совсем другая история.

Более подробно о цифрах, как и обещал ранее - в следующей статье. Если статья была полезной и интересной для вас, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие интересные темы. Ставьте лайк в знак благодарности. Пишите в комментариях свои отзывы либо пожелания, а также темы для следующих статей - в общем, обратную связь. Спасибо.

Мой Instagram.

Instagram Быстроф.

YouTube Быстроф.