Найти тему

Светлана Завидова: «Ускорять процесс клинических исследований нельзя даже в условиях пандемии»

Весь мир сегодня ищет панацею от коронавируса, но спешка в этом вопросе может привести к обратному эффекту — так считает Светлана Завидова, исполнительный директор Ассоциации организаций по клиническим исследованиям. Своим мнением она поделилась во время круглого стола «Топ-20 клинико-диагностических лабораторий России», организованного в онлайн-формате журналом «Здравоохранение России».

«Можно выпустить на рынок, зарегистрировать и объяснить потребителю, что этот препарат лечит от определенного заболевания, но это очень часто может не соответствовать действительности. В мире уже были определенные попытки применения для лечения и профилактики от COVID-19 разрекламированного при участии президента США препарата «Гидроксохлорохин». Однако более поздние международные клинические испытания показывают, что применение этого препарата даже повышает смертность».

Как отметила Светлана Завидова, в России от Минздрава РФ уже получено 16 разрешений (из них три — для иностранных производителей) на проведение клинических исследований по эффективности препаратов при лечении от COVID-19. Но пока ни одного зарегистрированного препарата нет. Для штатной ситуации разработки препарата с нуля требуются годы. Причем наиболее длительный период — это именно клинические исследования, когда доказываются непосредственно надежность, безопасность и эффективность препарата.

В нашей стране сейчас — и это понятно (времени особо нет) — наблюдается ускоренный процесс одобрения препаратов и клинических исследований, однако это не всегда правильно.

Светлана Завидова также отметила, что представители ассоциации (а это крупнейшие фармацевтические компании и контактно-исследовательские организации) активно используют исследования и российских, и международных лабораторий.

Почему в международных исследованиях в меньшей степени задействованы локальные лаборатории? Во-первых, относительно западных лабораторий отечественный рынок только развивается, и здесь накоплено гораздо меньше опыта. Во-вторых, что главное, международным клиническим компаниям нужен единый центр исследования, куда они стягивают результаты со всего мира, чтобы было меньше отклонений.

«Мы используем результаты лабораторий в клинических исследованиях, чтобы осуществить проверку выводимых на рынок препаратов, их безопасность, — отметила Светлана Завидова. — По некоторым российским лабораториям есть вопросы, например по использованию тестов недостаточной чувствительности, реактивов, расходных материалов, сложности таможенного характера. Поэтому многим российским лабораториям надо работать над увеличением доверия проводимых тестов».

Среди российских компаний, с которыми ассоциация активно сотрудничает и пользуется услугами, Светлана Завидова назвала «Инвитро», «Хеликс» и «Юнимед Лабораториз».