Из воспоминаний ветерана Чинарева М.Н.
Часто в период наступления получалось взять трофейные мины. Всегда эту немецкую продукцию применяли по назначению. В таблицу стрельбы вносились поправки. Немецкая мина это 81-мм, а у нас 82-мм. Через зазор частично проходили пороховые газы, трофейная немного не долетала. Попадали хорошо и трофейными минами, а работать по площадям, вообще хорошо. Немцы из-за этой разницы наши мины использовать уже не могли. Миллиметр не позволял.
Мы откровенно фрицам при этом завидовали. Все трофейные мины чистенькие, все крашеные. Нашу мину обточат, смазку нанесут от ржавчины и на фронт. Все вместе занимались чисткой от смазки. Летом терпимо, а зимой эта смазка замерзала, мина потом застревала в стволе. В батальоне два раза разрывало минометы. Бой в самом разгаре или артподготовка, стрельба и грохот сплошной. Стреляешь и своего выстрела не слышишь.
Заряжающий все делает автоматически, особенно при беглом огне. Он ствол зарядил, а мина смазкой затормозилась, все замедлилось. Заряжающий за другой уже отвернулся, думает, что выстрел произошел. Мина спокойно там сидит, он уже следующую над стволом занес, следует взрыв.
После произошедших случаев с заряжающим договорился, что левой рукой навожу, а правую буду на стволе держать. Рука чувствует, что мина ушла, головой киваю, можно следующую загружать. Все расчеты на такую стрельбу перешли.
Брали небольшой городок, названия не запомнил. Располагалась около церкви. Все старательно окапываются. Кто-то из наших сказал, что фрицы по своим церквям огня не открывают. На купол сразу корректировщик-артиллерист забрался, там все позиции противника видно. Они стали противника лупить. Немцы сразу догадались о нахождении корректировщика, откуда корректируют. Стали по куполу долбить, на нас внизу черепица полетела...
Ротный нам кричит: "Минометчики! Вон около того дома окапывайтесь!". Домик стоял от нас недалеко. Мы все туда окапываться. Кто-то катушку тащит, кто позиции подготавливает. Одному Казарину делать нечего, решил дом проверить. Про трофеи вспомнил. Все любили часы и сапоги. Существовал приказ, в одиночку никуда не ходить, но нарушали.
Карабин у бойца был за спиной. В дом спокойно зашел, створку шифоньера открывает, а там фриц. Немец его вместе с карабином обхватил и держит. Повезло, что за ним в дом бойца отправили. Боец в дом зашел, лопатку в руках держит, лопатку никто не бросал, без нее можно пропасть.
Казарин бойца увидел: "Помоги!". Немец помощь увидел, плохо дело, руки свои ослабил. Казарин из его объятий вывернулся, карабин за ствол взял. Карабином по немцу ударил-карабин на две части, на ремне повис. Вдвоем немца колотили. Били и били! Мы возню в доме услышали, кричим: "Что там устроили?! Фрицы уже в контратаку готовятся!". Мы думали, что они в доме бороться вздумали. Они вышли и вывели фрица. У немца голова в крови.
Подошел в этот момент ротный: "Где немца взяли?"-"В шкафу прятался"-"В штаб отведите". Ротный по своим делам ушел. Казарин автомат взял, повел фрица. От нас недалеко отошел, услышали очередь. Вернулся. Все заявил, отвел. Если бы фриц вышел с поднятыми руками, никто бы тогда не тронул, а так, сам виноват...
К пленным фрицам относились вообще гуманно. В бою их не жалел, старался бить в самую гущу. Чем больше убью, тем лучше. Заняли очередной населенный пункт. Встали в домике на две квартиры. Мы расположились в одной, а во второй нашли немца. Молодой немец получил ранение в ногу и голову. Лежал не перевязанный, стонал.
Все минометчики зашли, никто раненого не тронул. Из квартиры все вышли. Мне немца жалко стало, достал свой индивидуальный пакет и перевязал. Немец пить захотел. Воды в котелке ему принес, он благодарит. Наша кухня приехала. Решил нашего немца покормить, раненый все-таки. Немец только три ложки съел и рукой замахал. Шинелью накрыл и пошел.
Зашли к нам полковые разведчики, узнали про нашего немца. Один из них шинель откинул: "Собака!". Прошил его очередью наискосок. Спросил: "За что ты его убил, я его недавно ложки кормил". Он ответил: "Он командира нашего застрелил". Но кто застрелил не знает. Вот так относились к пленным. По-разному...
Разведчики были обозленные, шлепнули не задумываясь. Минометчики даже не думали, никто немца не тронул. Издевательств над пленными не было. Немцы отступали, часто на чердаках пулеметы оставляли. Разведка всегда впереди шла. У них утром командира пулеметчик застрелил.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
ПОЛУЧИЛИ НАШИ "ГОСТИНЦЫ"
ШТУРМ ГОРОДА-КРЕПОСТИ
ВОЕВАТЬ ЧИСЛОМ!
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.