Америка всегда будет свободной
Статью под таким названием Валерий Лебедев опубликовал в своём альманахе в 2019 году (http://lebed.com/2019/7793.htm). С текстом заголовка трудно не согласиться. Вопрос только: от чего она будет свободной?
В начале статьи автор приводит довольно разумные соображения: «Всегда в любом обществе есть всякое. Но в нем можно и нужно выделять самое центральное, больной нерв. Не в том дело, что в свое время одни иракцы были довольны, а другие нет. А в том, что многие иракцы стали недовольными после года пребывания в Ираке американских войск. Именно через год началось массовое партизанское движение и гражданская война. Значит – за этот год американцы наломали дров. Абу Грейб. Понижение и так низкого жизненного уровня. Высокомерие джи-ай. Вот это все и отметил Трамп, выводя войска из Ирака, сказав, что вовсе не всякая страна готова к приёму американской демократии. И таким странам её не надо ни предлагать, ни внедрять силой».
Трамп мог себе позволить такие слова, потому что не он начинал эту войну. У экс-президентов США Джорджа Буша младшего и Барака Обамы по этому поводу совсем иное мнение. Вот только цена этой «прививки демократии» оказалась немалой: «По данным американо-британской неправительственной правозащитной организации «Iraq Body Count», c начала оккупации Ирака до декабря 2007 года, в стране погибли около 80 тыс. мирных жителей, более 160 тыс. получили ранения и увечья. Только в Багдаде жертвами стали 40,5 тыс. человек. Четверть погибших — женщины и дети. Эти данные не являются полными, поскольку «Ирак Боди Каунт» подсчитывает только те смерти, о которых сообщают средства массовой информации.
По оценке информационного агентства «Ассошиэйтед Пресс», с 2006 года занимающегося подсчётом жертв войны по новостным сообщениям, в 2006 году в Ираке в результате насилия погибли 13 813 мирных жителей, в 2007 году — 18 610.
По оценке иракского правительства и Всемирной организации здравоохранения, с марта 2003 и до середины 2006 года умерли насильственной смертью 151 тыс. иракцев. Проведённое ВОЗ исследование эксперты назвали самым крупным и наиболее соответствующим критериям научности после начала войны».
В связи в этим, на поставленный выще вопрос напрашивается ответ: «Америка считает себя свободной от сомнений в возложенной на неё миссии проводить идеалы свободы и демократии в любой стране мира, не считаясь с числом жертв своих демократических экспериментов». Исключение составляют лишь немногочисленные страны, способные дать ей отпор. Полный список таких войн можно найти в статье «США воюют постоянно» (http://www.pravda.ru/world/northamerica/usacanada/07-03-2015/1250776-usa-0). Этот список начинается с 1776 года (Гражданская война, бесчисленные войны с индейскими племенами) и до настоящего времени включает лишь 13 лет, когда у США не было значимых войн. Но, кроме, «горячих» войн США проявляют беспрецедентную активность в так называемых «мягких» войнах, разделяя террористов на «вредных», которые воюют с ними, и «полезных», которых они поддерживают оружием и финансами. К числу полезных они причисляли моджахедов, выступавших против советских войск в Афганистане, пока те не объединилась в Аль-Каиду, горохнувшую, по мнению спецслужб США башни Всемирного торгового центра. С этого момента полезные террористы разом стали вредными, Что позволило США вести одновременно две войны, которые стоили им миллиард долларов в день. Так что понятия «свободы» для Соединённых Штатов не являются константой, а динамично меняются, в зависимости от обстоятельств.
Вот что дальше понимает под свободой Лебедев: «Знаете, в чем преимущество Америки? Вовсе не в том, что у вас три компании. И не в том, что Майкл Блумберг владеет 60 миллиардами долларов против бедняка Трампа с его 2 миллиардами. А в том, что бедный журналист может писать о ее язвах. И он при этом не поедет в лагерь. Более того, богатый Майкл Блумберг об этом тоже говорит. И почти что нищий Трамп – тоже. Говорят от имени кандидатов в президенты и от имени президента. Ибо им-то лично хорошо, но если они не будут говорить о тех, кому плохо – не бывать им политиками. Это они говорят о бомжах как о нетерпимом зле для демократической и богатой страны. Это они говорят об адвокатском беспределе. О дикостях с медстраховками. О ненормальностях с преступностью.
Они же говорят и о провалах в Ираке или в Сирии. И о том, как выйти из положения. Вполне возможно будет осознанно, что американская демократия, пусть даже без ее недостатков, вовсе не всем подходит. И не всем нужна».
О том, что американская демократия подходит не всем, очевидно не только тем, кого бомбили США в течение последних двадцати пяти лет, но и многим странам Евросоюза, желаюшим избавиться от американской удавки в виде навязываемых США санкций, приносящих странам Европы огромные убытки в экономике. А вот «бедный журналист» Лебедев этой свободе нужен, что с помощью навешивания пропогандистской лапши на уши читателям за деньги Госдепа помочь выйти Америке из грязного положения, в котором она оказалась после того, как они убили 2 миллиона мирных жителей во Вьетнаме, 150 тысяч в Ираке, 60 тысяч в Афганистане и Пакистане, а сколько ещё погибших в Йемене, Ливии. Недаром война в Афганистане названа «Несокрушисая свобода». Есть ещё сомнения в трактовке смысла термина «свобода» Соединёнными Штатами?
Говорит ли Лебедев о недостатках того общества, в котором он живёт? Ему слово: «Я полностью за оптимизм. Но и за то, чтобы пытаться что-то понять, а поняв – исправлять говоримые в миллионный раз про болячки американского общества. Я вам скажу больше: римская империя, великая, превосходная, светоч древнего мира, единственная в своем роде, даже в большей мере, чем сейчас Америка, жила себе с рабовладением и – ничего. Около 1000 лет протянула (включая и период республики). Ну, помаленьку эволюционировала и она. Колонат вот ввела. Всяких вольноотпущенников. Все равно не помогло – одолел-таки её лохматый германец. Это потому, что патриции забылись. Время проводили в оргиях да лупанариях. А в армии служили те самые германцы. Ну, и дослужились. Главнокомандующий римской армии германец Одоакр скинул Ромула Августула и объявил себя римским императором. Гигнулась империя. Дуба дала».
Итак, говорит и о болячках. Вопрос только в том, каково соотношение разговоров о болячках и безудержного восхваления? Типа того, которым он заканчивает эту статью: «Америка сегодня играет роль Древнего Рима. Единственный лидер цивилизации. И, мне кажется, будет им очень долго».
Что ж, пожелаем Америке процветания, только не за счёт войн и раздувания мировых финансовых пузырей, а за счёт добросовестного созидательного труда! И пусть её граждане помнят, что Римская империя пала именно потому, что её жители, проводя время в оргиях и лупанариях – древних версиях современных ток шоу и гей парадов – считали свою империю несокрушимым колоссом и единственным лидером цивилизации, который был, есть и вечно будет свободным.