Советская автомобильная промышленность начала стремительно развиваться вскоре после окончания Второй Мировой Войны. Наряду с легковыми автомобилями и транспортными средствами для нужд ключевых отраслей экономики крупные заводы задумывались о производстве спорткаров. СССР должен был стать лучшим не только в освоении космоса, но и в авто-спортивных достижениях. Лучшие умы разрабатывали прототипы гоночных автомобилей, многие из которых хоть и не были выпущены в серийное производство, но успели побить несколько мировых рекордов.
Москвич Г-2-405
Эксплуатационные цели автомобилей марки #Москвич в советское время славились разнообразием. Модель Г-2-405 была разработана для участия в гонках в 1956 году инженером Гладилиным. Кузов изготовили из алюминия, а для задних колес дополнительно спроектировали боковые щиты. Конструкция боковых окон и фронтального стекла позволила значительно повысить аэродинамические показатели модели.
Машина получила форсированный двигатель объемом 1.4 л и мощностью 70 л.с при 4800 об/мин, в основе которого — четыре мотоциклетных карбюратора "Ленкарз К-28", четыре выпускные трубы без глушителей и сточенная на 4 мм ГБЦ, за счет которой компрессия увеличилась до 8.4 бар. Автомобиль трижды побил рекорд скорости на длинных дистанциях, поставив абсолютный рекорд с места на дистанции 1 км — 192 км/ч. После 1960 г. автомобиль в соревнованиях не участвовал, а в 1963 был списан за ненадобностью. В процессе эксплуатации были выявлены недочеты в конструкции, подверженность деформации и трещинам некоторых узлов, а также низкий показатель маневренности и управляемости.
Газ СГ-2 "Торпедо"
Автомобиль был создан в 1951 году ведущим инженером ГАЗа А.А. Смолиным, в основу конструкции кузова легли технологии, применяемые при строительстве авиационной техники. На дюралевый каркас закрепили алюминиевые панели, для водителя и пассажира установили обтекатели из оргстекла. Под капотом – позаимствованный у "Победы" движок, форсированный и доукомплектованный нагнетателем "Руст". Рабочий объем двигателя составил 2.5 л, а мощность удалось увеличить до 105 л.с. при 4000 об/мин. Трансмиссия представляла собой трехступенчатую коробку передач и карданный вал с промежуточной опорой.
"Торпедо" принимал участие в гоночных заездах в период с 1951 по 1954 гг. и даже сумел побить два всесоюзных рекорда в своем классе.
В процессе эксплуатации было выявлено отрицательное влияние расположения носовой части на аэродинамику, поэтому ее пришлось немного опустить. После всех доработок #автомобиль смог достичь пиковой скорости в 201 км/ч. Автомобиль дожил до наших дней и находится в музее.
Газ СГ-3
Первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем. Визуально СГ-3 больше напоминает самолет, что неудивительно: над его созданием трудился так-же А.А. Смолин, специализировавшийся на авиационной технике. Его целью было создать гоночный болид с минимальной массой, идеальной аэродинамикой и побить абсолютный рекорд скорости в 634 км/ч. Несущий каркас изготовили из дюраля, а сверху обшили алюминиевыми панелями. Под капотом – турбореактивный двигатель ВК-1 от истребителя Миг-17 мощностью 1000 л.с.
По расчетам инженера максимальная скорость могла составить 800 км/ч, только проверить на практике это не удалось. На территории страны просто не нашлось такой взлетно-посадочной полосы или иной прямой трассы, где автомобиль смог бы так разогнаться. Помимо этого, требовалось полностью перестроить тормозную систему: для такой скорости классические дисковые и барабанные тормоза уже не подойдут. Да и специальные шины, способные выдержать езду на такой скорости, на тот момент еще не производились. Впрочем, в 1954 году все же состоялось испытание болида: гонщик смог развить скорость в 300 км/ч с учетом максимально возможной длины взлетно-посадочной полосы.
Испытания могли закончиться трагедией, если бы не авиационные ремни безопасности, впервые установленные на автомобиль. Машина получила катастрофические повреждения, а водитель сломал палец. Сейчас обломок легендарного СГ-3 хранится в музее ГАЗа.