Найти тему
6000 миль до Голливуда

Внутренний огонь

Оглавление

(2020, Россия)

Если, увидев в титрах имя ныне покойного Андрея Панина, вы вздрогнули, то спешу вас успокоить: нет, этот Андрей всего лишь его однофамилец и тёзка. Но тоже талантлив, надо отдать ему должное.
Если, увидев в титрах имя ныне покойного Андрея Панина, вы вздрогнули, то спешу вас успокоить: нет, этот Андрей всего лишь его однофамилец и тёзка. Но тоже талантлив, надо отдать ему должное.

"Наш фильм был в числе номинантов на приз "Лучшая картина" на фестивале Winter Film Awards 2020!" - гордо молвят создатели "Внутреннего огня", показывая завоёванный ими в феврале, диплом этого самого WFA. И многомудрые критики с рецензентами понимающе кивают: да, весомый вклад в отечественную культуру. Да ещё так внезапно - от дебютанта в большом кино, режиссера/сценариста Михаила Марескина.

Однако для нас - чукотских кинобардов, которые что видят на экране, о том и поют в Сети, поигрывая на бубне, - эти их зимние/летние/межгалактические фестивали всё равно что белый шум. Ты у нас тут это... того... не мудри и уши нам не заговаривай! Мы пока твою фильму сами не глянем, и наши ноги не пустятся от неё в пляс, никакого бубнового... бубённого... бубенчатого... короче - никакого радостного стука в бубен от нас до тех пор не дождёшься.

Кто из них помощник депутата, а кто руководитель танцевальной студии, и так понятно. Или нет?
Кто из них помощник депутата, а кто руководитель танцевальной студии, и так понятно. Или нет?

Пустятся ли у обычного кинозрителя ноги в пляс на просмотре "Внутреннего огня"?
Вопрос неоднозначный. Возможно, и нет.
Однако, если вам приглянулась недавняя
"Папа, сдохни" (2018) Кирилла Соколова, то ознакомиться с работой Марескина тоже будет нелишне. Хотя бы на зубок ее попробовать. Потому что и по своему чёрно-юморному настрою они схожи, и сняли их в ограниченном пространстве городской квартиры (основная сюжетная линия) с частыми флэшбеками запертых в ней героев.

Впрочем, на этом сходство "Огня" и "Папы" заканчивается и начинаются суровые будни чертовски интересные различия.
Во-первых, в плане жилплощади. Здесь Марескин не мелочится. У него не один, а сразу четыре героя припёрлись не в хрущёвкину квартирку, а в роскошный пентхаус, и не в Москве, а в Питере. А в пентхаусе том жил наркобарон, только вот - экая досада! - в настоящий момент он дома отсутствовал. Поэтому гостей встретила Домработница фотомодельной наружности (имён у героев тут нет), после чего не выпроводила их взашей, а пригласила пройти в
хоромы белокаменные гостиную. Где они и уселись попивать водку и дожидаться возвращения хозяина.

А его всё не было и не было, хотя у у каждого визитёра имелись к нему крайне важные и неотложные вопросы. Ясен фикус, отнюдь не философские, а чисто житейские, касающиеся бабла и оружия.

В Питере, как видим, можно не только пить, но и экспериментировать с другими, более  прикольными элементами таблицы Менделеева.
В Питере, как видим, можно не только пить, но и экспериментировать с другими, более прикольными элементами таблицы Менделеева.

Далее четверо ждунов тоже ведут себя по-питерски интеллигентно. То есть не начинают прямо с порога ломать друг о друга мебель и холодное оружие, хотя колюще-режущего антиквариата по стенам развешано немало. Для начала все они устраивают нам... чисто разговорный экшен. Ну или как это назвать, решайте сами. Но когда болтовня, переругивание, подначки и взаимонаезды героев не портят динамику повествования (именно тут на подмогу им приходят частые флэшбэки), это завсегда хорошо и похвально.

Эмоции, постоянным катализатором которых является ждун-неадекват, он же помощник депутата, тут бьют через край. Хотя со временем, скажем честно, от непрекращающихся воплей этого героя устаёшь, и они начинают раздражать. Тем более, что из всего квартета гостей этот хмырь вдобавок самый "рельсовый" и предсказуемый.

Остальным троим, а также Домработнице, с характерами повезло больше. Да и скелеты у них из шкафов вываливаются неожиданнее и интереснее. Самый же драматический сюрприз фильм подбросит нам ближе к концу, после чего многие зрители тотчас вспомнят недавний питерский скандал, решат, что Марескин решил на нём поспекулировать... и будут неправы. Кино было снято до того, как одна из его сюжетных интриг неожиданно воплотилась в жизни, так что назвать его чуть-чуть пророческим можно, а вот калькой с реальности всё-таки нет.

Этот хитрый дедушка вообще может позволить себе здесь абсолютно всё. Знакомьтесь:  не только один из главных героев, но и генеральный продюсер фильма Евгений Тарло.
Этот хитрый дедушка вообще может позволить себе здесь абсолютно всё. Знакомьтесь: не только один из главных героев, но и генеральный продюсер фильма Евгений Тарло.

***

В общем, буду беспристрастен: трудно сказать, какой из фильмов - "Папа, сдохни" или "Внутренний огонь", - объективно лучше или хуже.
Каждый из них, словно безумец с буйным воображением, сходит с ума по-своему и транслирует нам свои уникальные фантазии. Разве что у Марескина меньше физического и больше морального насилия, и его персонажи психологически сложнее, чем незамысловатые герои "из народа" Соколова.
Вдобавок Марескин не брезгует разбавлять свою историю лёгкой психоделикой и не самой ухоприятной музыкой, что тоже рискует понравиться не всем (хотя меня больше раздражали безудержные вопли вышеупомянутого ждуна, чем режиссёрские эскапады и саундтрек).

Иными словами, не всё криминальное кино, что сделано в Питере, напоминает собой "Бандитский Петербург", "Брата" и экранизации Достоевского. Нынче там родилась и такая вот любопытная штуковина, которой пусть и не суждено стать народной и культовой, но своего зрителя она всё равно найдёт, это бесспорно.

Трейлер фильма: