Бахилово в Самарской области издавна считалось местом кудесников и знахарей. До сих пор здесь помнят о древних языческих обрядах, традициях и мифологических персонажах мордовского фольклора. Прикоснуться к этим тайнам можно, побывав в музее под открытым небом, организованном на Ведьмином озере, силами сотрудников национального парка «Самарская Лука».
Встреча с Ведуньей
Земля возле села благодатная для возделывания, чем и привлекла в давние времена мордву-мокшу. Позднее тут поселились беглые русские крестьяне. Свое же название поселение получило в связи с тем, что местные жители носили бахилы - деревянные лапти с кожаными переплетениями.
Со временем эти земли перешли во владение знаменитого Звенигородского Савво-Сторожевского монастыря. Того самого, в стенах которого Андрей Рублев создавал иконы. Одно время этими селом владел князь Александр Меншиков. В 1768 году императрица Екатерина II подарила населенный пункт вместе со всей Самарской Лукой графу Григорию Орлову. Роду Орловых земля принадлежала вплоть до революции 1917 года. Сейчас это территория национального парка.
Атмосферой древней мордовской языческой культуры можно проникнуться, побывав на Ведьмином озере. И будьте готовы к тому, что первым делом вы увидите черепа коров, висящие на воротах.
- Мордва, как и все язычники, издавна практиковала принесение в жертву животных, - рассказывает экскурсовод национального парка Татьяна Шерстобитова. - Роль верховного жреца выполнял самый старый и самый почитаемый в деревне человек. Войдя в ворота, проходим по тропе. По бокам и над нами - стволы молодых березок, сложенные в виде стропил. Березы у мокши считались священными деревьями и, по поверьям, приносили счастье. К слову, главное правило мы нарушили. Вошли, как обычно. А по древним обычаям в такое место нужно заходить спиной вперед и при этом загадывать желания.
Далее на нашем пути появляется бетонная Ведунья. Хозяйка озера занята важным делом - готовит в ступе зелье. Настоящая богатырша в национальной одежде с мордовскими узорами. В этой фигуре соединились два начала - историческое и мистическое.
- Есть в мокшанском языке слово «авай», - говорит экскурсовод. - У него много значений - и «мать», и «женщина», и «песня», и «колдунья». Ведьмой в старину называли женщину, обладающую потаенным знанием, ту, которая ведает. В этом смысле любая мордовка в народном понимании должна была быть ведьмой.
Мордовские мужчины любили женщин в теле. И хрупкие мордовочки были вынуждены обматывать себе икры какими-нибудь тряпочками, чтобы понравиться возлюбленному. Женщины-богатырши, считалось, знали и охраняли тайны природы. Они варили из трав снадобья, которыми лечили. Я еще застала местных мордовских бабушек, которые использовали их, заговаривая детям грыжу.
Впрочем, по народным поверьям ведьмы (и мордовские женщины) могли делать не только лекарства, но и яды, приворотные зелья. Рядом с Ведуньей на высоком сухом дереве устроилась плетеная Сова - с этой птицей тоже связано множество легенд.
Ведятя, Верятя и Куйгорожки
Культура мокши близка традиционной русской. Даже праздники у нас были общие. Например, Иван Купала. Этот праздник был для мордвы таким же значимым, как и для восточных славян. С этого дня начинался сбор целебных трав. Родство культур видно и по персонажам, которые представлены в музее. Тропа вдоль темного мутного Ведьминого озера ведет по часовой стрелке, знакомя нас с героями легенд. Вот Водяной. Вернее, его мокшанский собрат Ведятя. Он может превращаться в обыкновенного человека, а может и обратиться щукой, пугая рыбаков.
А вот созданный из веточек и шишек Верятя - хранитель леса. Аналог русского Лешего с палкой в руке. Неподалеку - колодец и чертенята рядом с ним. Мокша называла их «куйгорожами».
- Куйгорожки здесь - не устрашающие персонажи, а, скорее, шуточные, - поясняет Татьяна Шерстобитова. - Их можно сравнить с гоголевским чертом. В нашей композиции один из них разыскивает клад, другой охраняет колодец, чтобы маленькие дети не заглядывали в него.
На полянке в центре этого музея под открытым небом стоят деревянные скамеечки и огромные пни. Это место для посиделок и представлений.
В «пляшущий лес» за исполнением желаний
Раньше в окрестностях села росли два вяза и огромный дуб, считавшиеся у местной мордвы священными. На них повязывали разноцветные ленточки, загадывая желания. Этих деревьев теперь нет, но традиция осталась.
Одна из тропинок возле Ведьминого озера уходит налево, в лес. Он кажется волшебным. Иногда его называют «пляшущим лесом». Многие деревья необычной, причудливой формы. Есть тут старый дуб, который растет в близком соседстве с молодой липой, - он словно обнимает ее. Посетители могут привязать к стволу ленточку оберег и загадать желание. Таких людей оказалось очень много - и дуб, и липа, и ветви близ растущего орешника плотно обвязаны множеством разноцветных ленточек.
- Люди часто приходят сюда после свадеб и других праздников, - говорит Татьяна Шерстобитова. - А как-то раз даже байкеры к нам приехали на мотоциклах, человек тридцать. Мы уже закрывались, но они попросили: «Пустите нас, пожалуйста, мы только ленточки завяжем». Удивительно, что это поверье дошло до наших дней.
Древняя мордва поклонялась деревьям. А в кроне самого высокого дерева, считалось, живет их главный бог - Шкай.