В данной статье я хотел бы рассказать вам про одну из самых андеграундных групп московского панк-рока. Когда-то именно этот коллектив сильно повлиял на меня. Многие не понимают их. Сначала уши отказываются принимать все это: какой-то крик и аккорды на дико перегруженной гитаре. Хоть как-то понять смысловую нагрузку можно со второго или третьего прослушивания "Соломенных Енотов"(как было в моем случае).
Фронтменом группы является Борис Белокуров, позже Усов(псевдоним). Вырос этот парень в интеллегентной семье, на окраине Москвы, в районе Коньково. С самого детства любил читать, даже сам пытался писать какие то сказки. Вел дневник прочитанной литературы. Не любил занятия ровесников, подвижные игры, футбол, и тд. Для одногодок казался "не от мира сего".
Закончил школу, поступил в универ. Почти сразу же забросил его. В этот момент начал понемногу интересоваться рок-музыкой. Со школьным другом, Борисом Гришиным(Рудкиным) создали самиздатовский журнал «Шумелаъ Мышь».
Впервые группа появилась на сцене в 1992 году. Основатели группы Борис Усов и Борис Гришин (Рудкин) из-за своего журнала сразу попали в поле зрения московской рок-журналистики, в частности в третий выпуск самиздат журнала «КонтрКультУр’а». Благодаря этому группа получила некоторую популярность (прежде всего в кругах поклонников групп, подобных Гражданской Обороне и Инструкции по выживанию. Звучание группы в тот момент можно скорее описать как шумовой проект — скверный гитарный звук, неровная ритм-секция. Сергей Гурьев из "КонтрКультуры" придумал терми "экзистенциальный панк", именно этим словосочетанием можно было описать текста Бориса Усова.
Первый концерт состоялся на фестивале «Индюки златоглавые» на сцене Театра мимики и жеста в Москве в 1992 году следующим составом: Борис Усов, Борис Гришин (Рудкин), Павел Бородулин, Константин Мишин, Алексей Марков. Существует аудиозапись этого выступления.
Примерно в период 1994—1995 год формируется своего рода «золотой состав»: Арина Строганова, Борян Покидько, Алексей "Экзич" Слезов, Костя Мишин(группы "Огонь","Ожог"). Звучание смещается в сторону мелодизма. В этом составе записываются альбомы «Заснеженный дом» (1995), «Колыбельная для погибающей цивилизации» (1996).
Группа активно гастролирует вместе с группами "Огонь" , "Ожог" и "Бандой Четырех". Знаменателен концерт в Актюбинске, в 1996 году, ставший результатом знакомства Бориса Усова и Ермена Анти (группа «Адаптация»). Совместно с музыкантами из Актюбинска записан альбом 1997 года «Остров-крепость». Из группы уходит Алексей "Экзич" Слезов.
В 1998 году на домашней студии Алексея Маркова записывается альбом «Дневник Лили Мурлыкиной», в записи принимали участие: Борис Усов, Евгений «Корней» Корнийко (экс-«Адаптация»), Александр «Алес» Валединский (издательство «Выргород»), Виталий «Марципан» Бурцев, Андрей Крыгин, Арина Строганова, Алексей Марков.
Появляется сайд-проект группы «Соломенные Еноты» под названием «Утро над Вавилоном». На вокале — Арина Строганова, стихи — Бориса Усова и Боряна Покидько.
К концу 1990-х годов в составе «Соломенных Енотов» новый басист — Герман Александров. С ним группа записывает альбомы «Империя разбитых сердец» (2000) и «Эн и я» (2001), после чего Герман покидает группу.
В конце 1990-х — начале 2000-х годов Усов собирает ещё один дочерний проект «КоСоВо» («Коты созвонились вовремя»).
В 2007 году группа приступает к записи альбома «Эльд», однако в силу технических проблем и личного фактора записанный релиз до сих пор остаётся несведённым и лишённым клавишных партий.
В сентябре 2007 года «Соломенные Еноты» в последний раз выходят на сцену в составе Борис — Арина. Выступление группы состоялось в рамках концерта памяти поэта Александра Непомнящего — друга и большого поклонника «СЕ».В мае 2017 года лейблом «Выргород» на CD издано два альбома группы: «Дневник Лили Мурлыкиной» (1998) и «Итог — революция» (1993) с авторским оформлением Бориса Белокурова (Усова).
11 апреля 2019 года в реанимации 31-й московской больницы Борис Усов скончался от аневризмы подвздошной артерии.
Вот так и закончилась история группы. Но их песни живы. Популярность только начинает приходить к "Енотам" и по большей части благодаря интернету, который так не любил Усов(рекомендуется к прослушиванию песня "Интернет"). Песни исполняются другими группами и людьми(Володя Котляров из группы "Порнофильмы", "Огонь"), что делает СЕ еще более известными.
Так же в творчестве прослеживается сильная любовь к животным. Усов как бы сравнивает людей с животными. И по итогу то оказывается что животные лучше.("Ах лучше бы люди были бы свиньями, но только бы не людьми", песня "Остров-крепость").
Так же на Усова, да впрочем как и на всех, повлияло время 90-х. Ощущение украденного детства видно в его песнях. Протест против общепринятых ценностей, жизнь без работы и не из за того что ее нет, Усов не работал принципиально.
И название коллектива, как мне кажется, не случайно походит на название фильма "Соломенные псы"(1971 г.), ведь главный герой очень похож на Усова. Такой же дерзкий очкарик, который гнет свою линию до конца.
Я считаю что философия данной группы не раскрыта до конца и наверное никогда уже не раскроется...
Материал из статьи был взят преимущественно из книги Феликса Сандалова "Формейшен: История одной сцены".