Найти тему
Limbo (archive)

Саудовскую Аравию призывают "затянуть пояса"

Два противоречивых отчета о планах ОПЕК по добыче нефти появились ранее на этой неделе - оба со ссылкой на неназванные источники. Один из источников утверждал, что Россия рассматривает вопрос о продолжении текущих сокращений добычи нефти после конца июня. Другой источник сообщил, что Россия планирует ослабить сокращения, начиная с июля. Это прекрасная иллюстрация неопределенности, царящей на рынках нефти. Наблюдения за рынками в последнее время показали, что ключевыми акторами неопределенности являются Китай и страны ОПЕК+. Заявления Китая существенно отражаются на фондовых рынках: два выступления – в пятницу 22.05.2020 и вчера, 28.05.2020, приземлили оптимизм рынков. После трех дней снижения стоимости золота, свидетельствовавшего о восстановлении доверия к фондам, цены на золото со вчерашнего дня снова пошли в рост, а цены на нефть снова начали проседать. Складывается впечатление, что Китай стремится удержать цены на топливо до $40 как можно дольше, до тех пор, пока американские поставщики не сократят свое предложение, не потянув сопутствующие издержки – как следует из последних новостей, сланцевую индустрию накрыла волна банкротств, а СПГ подвергся отказу от контрактов, т.о. снизив шансы поставщиков, не диверсифицировавших поставки в трубопроводы (видимо, эти известия и стали причиной оптимизма российских источников, сообщивших о восстановлении добычи). Западные эксперты убеждены, что подобная неопределенность должна быть смягчена, и наиболее вероятно этому поспособствует давление на клуб ОПЕК +, на который в совокупности приходится более трети мировой добычи нефти.

Каким образом? Разработав стратегию увеличения добычи нефти так, чтобы не допустить повторного обвала, но и таким образом, чтобы американские сланцы не упустили свои выгоды от повышения цен.

Джон Кемп из Reuters писал на этой неделе, что ОПЕК + нужно подумать о стратегии выхода из такой ситуации, хотя сейчас идет только первый месяц фактических сокращений добычи. По словам Кемпа, у ОПЕК уже есть сомнительная репутация в том, что он реверсирует сокращение производства в свою пользу, поэтому картель, возможно, захочет рассмотреть изменение, такое как, например, быстрое реагирование на рост цен так же быстро, как и реагирование на падение.

Однако реализовать подобное очень сложно, особенно с расширяющейся группой ОПЕК +. Причина сложности заключается в существенной разнице между безубыточными ценами, скажем, на саудовскую и российскую нефть. Эту разницу необходимо сузить, чтобы эти двое могли быть более равноправными партнерами с большим общим интересом.

Сейчас Россия чувствует себя комфортнее с дешевой нефтью, чем Саудиты. Она может отменить производственные сокращения раньше, не имея при этом слишком жесткие последствия для себя, подавляя американский сланец - принципиального противника группы ОПЕК + - с его амбициозными планами добычи.

Саудовская Аравия, с другой стороны, де-факто лидер производителей Персидского залива, нуждается в гораздо более высоких ценах на нефть, что ставит ее в трудное положение, требующее продолжительных сокращений, часто за свой счет, как отмечает Джон Кемп.

«Саудовская Аравия пыталась удержать цены выше 100 долларов за баррель во время первого сланцевого бума (2012-2014 годы), а затем выше 70 долларов за баррель во время второго сланцевого бума (2017-2019 годы)», - пишет Кемп. «Оба раза неофициальные цели были завышенными, и привели к неустойчивому росту сланца в США, а также к ограничению роста мирового потребления нефти, создавая условия для последующего ценового кризиса».

Таким образом, необходимо изменить что-то фундаментальное, а именно, безубыточность саудовской нефти. Это, в свою очередь, означает экономические реформы, которые сделают страну более устойчивой к шокам цен на нефть. В результате падения цен на нефть Эр-Рияд уже был вынужден принять меры строгой экономии. Возможно, было бы неплохо сохранить их даже после стабилизации цен.

«Меры предпринятые сегодня, какими бы жесткими они ни были, необходимы и полезны для поддержания всеобъемлющей финансовой и экономической стабильности в среднесрочной и долгосрочной перспективе в интересах страны и ее граждан», - заявил министр финансов Саудовской Аравии Мохаммед Аль Джадаан, говоря о повышении НДС на 10 процентов, об отмене или задержке ряда проектов государственных расходов, а также надбавок к стоимости жизни для государственных служащих, составляющих большинство населения Саудовской Аравии.

Американский сланец рос за счет бывшего «распорядителя» нефтяных рынков – Саудовской Аравии: он смог понизить планку цены безубыточности. Один урок, который ОПЕК следует извлечь из своего опыта работы со сланцем – снизить уровень безубыточности, даже если это вызывает некоторый дискомфорт среди населения.

Ни для кого не секрет, что Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива неохотно принимают меры жесткой экономии, потому что они хотят избежать беспорядков среди своих граждан. Теперь, придется пойти на этот риск, если они действительно хотят защитить свою экономику от будущих потрясений. Как только они пойдут на это, производители смогут лучше реагировать на любые повышения цен, способных спровоцировать новый всплеск производства сланца в США.