Audi, "авдотья", "аудюшечка" - живи! К этой машине у Юрия Гладчука возникла любовь, но она явно безответная: несколько поломок и поездок на эвакуаторе, проблемы с запуском двигателя, убегающий антифриз… Отправились к одному официальному дилеру, чтобы решить технические вопросы раз и навсегда. Но это не точно…
Чинить Audi взялась Skoda. Получится ли в этот раз решить все технические проблемы и ездить без них, не знаем. Но надо попытаться. Много боли, много слез, но машина очень интересная. Таких сейчас не делают - фраза избитая, но автомобиль так фантастически ездит, от него получаешь такое удовольствие, что делать надо.
Бензин только "пьет" ведрами и не едет толком. Зато плывет!
Мы продолжаем эксперимент с автомобилем, восстанавливая его с использованием по возможности белорусских автокомпонентов. Этой машине, как и редакции, 27 лет.
Белорусские шины мы уже установили. Сейчас едем чиниться и устанавливать белорусские запчасти на дилерскую СТО на ул. Притыцкого, которая тоже ведет свою историю с начала 1990-х - "ФелОкт-Сервис".
Машина сюда приехала на эвакуаторе, потому что перестала заводиться. Подняли крышку трамблера, посмотрели на бегунок, а у него просто отвалилась контактная пластина. Поменяли на другой бегунок - все равно машина не завелась. В Instagram нам писали разные версии: датчик Холла, датчик коленвала, катушка зажигания. Что это - непонятно. Забрали машину на эвакуаторе и привезли на сервис.
Со старыми машинами ведь как повезет: Mercedes 190 ездит и не ломается - Audi 100 C4 толком не ездит и ломается…
Нас встречает мастер-приемщик, садится в машину, поворачивает ключ в замке зажигания и… Она завелась!
Но проблема явно какая-то есть. В сырую погоду машина не заводилась, а когда постояла и просохла, все прошло. Будем разбираться. Все еще течет антифриз, есть проблемы с подвеской, надо менять ремень ГРМ, масло в АКПП, тормозные диски с колодками и много чего еще по мелочам.
Загоняем машину в бокс. Здесь нас встречает мастер в маске: эпидемия в разгаре - безопасность превыше всего. В чехлы запаковали салон, переднюю часть авто - все, чтобы было чисто.
Запчасти - вот они. Белорусская компания Fenox нам выдала водяной насос, рулевой наконечник, передние рычаги подвески, диски с колодками, антифриз, тормозную жидкость, лампы, щетки стеклоочистителя, тормозные шланги и салонный фильтр (но он не понадобился, его в нашей комплектации Audi нет). Запчасти дешевые - все это стоило около 450 рублей с НДС. Рычаг подвески, например, - 62 руб., щетка стеклоочистителя - 5 рублей. Оказалось, что на нашу Audi есть еще немало запчастей, но то, что работает, решили не менять.
Но кое-чего у Fenox все-таки не было. Нам еще понадобилась прокладка поддона "автомата", масло и фильтр в АКПП, ремень ГРМ с натяжителем, ремни вспомогательного оборудования, резинки на глушитель, фланец системы охлаждения, рулевая тяга, свечи зажигания, контактная группа замка зажигания и распределитель зажигания в сборе. Это взяли у других производителей, не белорусских.
В общем, вперед. Вначале занялись работами в подкапотном пространстве. Установка нового комплекта ГРМ с белорусским водяным насосом, замена бокового фланца (задний мы поменяли ранее, но антифриз все равно уходил) с антифризом. Оказалось, что салонного фильтра в этой комплектации не было. Очень дорогой натяжитель, нашли только "оригинал" за 223 рубля. Старый люфтил. Он бы еще, конечно, поездил, но на всякий случай решили поменять.
Термостат у Fenox есть, но мы недавно меняли. Какой поставили - не помним, решили оставить тот, что был.
Также поменяли ремни вспомогательного оборудования и залили новый белорусский антифриз.
Параллельно с мастером Дмитрием, у которого тоже старая Audi, рассуждаем о машине.
"Раньше было лучше? Запас прочности у Audi 100 C4 немалый. И конструкция простейшая: сзади - балка, спереди - "Макферсон", "атмосферник" АВК. Но если посмотреть на современные автомобили, да на тот же Rapid, чем он сложнее? Да, это не бизнес-класс, там нет такого уровня комфорта. Но по конструкции там все тоже просто, нечему ломаться. Rapid или Octavia с "атмосферником" проедут за 500 тысяч километров легко, а может, и под миллион сдюжат. Я не скажу, что новые машины сделаны из бумаги и картона. И по ремонтопригодности вопрос. Да, современные авто часто требуют специальный инструмент, который есть у "официалов". Но у старых машин иногда ничего не открутишь, никакой инструмент не помогает. Audi 100 C4 в любом случае легенда, у меня был такой автомобиль. Если он в хорошем состоянии и досмотрен, то действительно дарит удовольствие от вождения".
Проблема нашей Audi - она старая и долго стояла. Фланцы текут, болты не откручиваются, мотор в "соплях". Так что работаем дальше.
Меняем свечи зажигания. Смотрим на старые - и удивляемся: как они вообще работали? Им, наверное, тысяча лет.
Далее вымываем подкапотное пространство снизу, чтобы разобраться с течами масла. Вымывать пришлось долго, масло там засохло еще во времена палеолита.
Масло слили все, причем даже из радиатора охлаждения. Посмотрели на фильтр - он еще оригинальный. Возможно, еще немецкий, и масло здесь никогда не меняли. Заодно посмотрим, исчезнут ли пинки "на горячую". Стружки на магнитике почти не было, что уже хорошо.
С тормозными шлангами была та еще "песня", не откручивалось толком ничего. Был риск, что придется менять тормозные трубки аж с главного цилиндра, но путем невероятных усилий они открутились, шланги поменяли.
Далее - ставим тормозные диски с колодками Fenox. Что интересно, диски без вентиляции, зато на тормозных колодках стоят датчики износа. Лампа на панели приборов мигала - после замены перестала.
Рычаги меняли в сборе, поставили белорусские. Посмотрим, как отходят.
Правая рулевая тяга каким-то образом оказалась погнута. Вероятно, это произошло после поломки, когда чашка амортизационной стойки прогнила и упала на колесо. Тоже замена. Болты и в этом случае откручивались тяжело.
Также менялись щетки стеклоочистителя, все лампы по кругу, подвес глушителя, подтягивались задние подшипники. Ребята из "ФелОкт-Сервис" немного "поколдовали" с "ручником".
Но ключевой момент - проблемы с запуском двигателя. Подписчики нашего Instagram писали, что проблема может быть в датчике положения коленчатого вала, датчике Холла или катушке зажигания. Мотор работал немного нестабильно, в районе трамблера издавались щелчки. Поменяли трамблер в сборе (вместе с датчиком Холла), поменяли контактную группу - машина стала заводиться хорошо, двигатель работает ровно. Пока решили наблюдать дальше, так как проблема возникала редко. В старых машинах сложно диагностировать подобное, часто приходится действовать наугад. Надеемся, это поможет.
В конце заезжаем на стенд развала-схождения колес - и на этом финиш.
Забрали машину - теперь ее не узнать! Заводится, едет, в ней все исправно, ничего не течет, не скрипит и не стучит. И главное - теперь езду можно назвать безопасной. Белорусские лампы оказались вполне неплохими, ночью света хватает. Щетки очистителя чистят, белорусские колодки не скрипят. Все работает!
Ремонт в общей сложности занял аж три дня. Старые машины ремонтопригодные? Как бы не так: попробуй что-то в них открути. Только если постоянно эти болты крутить.
В итоге на ремонт ушло более 2500 рублей вместе с запчастями. Немало, но если бы болты нормально откручивались, вышло бы меньше. Много потянул натяжитель привода ГРМ, а также замена тормозных шлангов.
Но главное - Audi стала еще более белорусской. Теперь в ней установлены отечественные запчасти на качественном белорусском сервисе. Плывем дальше.