Найти в Дзене
Parnas on-line gallery

Почему Амур превратился в младенца: ангелы и купидоны в изобразительном искусстве?

Оглавление
Ангелы Ф. Буше иногда изображались без привычных крыльев
Ангелы Ф. Буше иногда изображались без привычных крыльев

Этот милый художественный образ – пухлого крылатого младенца – всем хорошо известен, ведь он является самым растиражированным символом романтической любви в массовой культуре.

Но, как и все в искусстве, персонаж купидончика уходит корнями в древнюю мифологию и, конечно, имеет собственную историю.

Все они – купидоны, амуры и маленькие ангелочки, связаны между собой, просто являются проявлением разных культур, языческой или христианской.

Pompeo Batoni (Italian, 1708-1787), Diana & Cupid, 1761
Pompeo Batoni (Italian, 1708-1787), Diana & Cupid, 1761

Изначально, Амур – это юный бог первого чувства. По легенде, он являлся сыном Марса (Ареса) и его любовницы Венеры (Афродиты), поэтому в нем и сошлось две непростых стороны любви: страсть и романтика. Амур вооружен луком и волшебным стрелами, а у жертв его проказ нет никаких шансов, кроме как поддаться его любовной магии.

В. Бугро. Амур и Психея
В. Бугро. Амур и Психея

Иногда Амур так и изображался – светлооким юношей, похожим на мать. Но со временем образ его потерпел изменения, Амур вдруг стал крылатым путти – так назывался божок в виде ласкового, игривого младенца.

Купидон – та же ипостась Амура, но более ранняя (считается, что это греческая версия римского Амура). Превращение молодого бога в младенца произошло в Эллинистический период античности.
Вильям Бугеро. Девушка, сопротивляющаяся Купидону 1880
Вильям Бугеро. Девушка, сопротивляющаяся Купидону 1880

Окончательно он закрепился в эпоху Возрождения. Чудные ангелоподобные создания появляются на картинах, фресках и лепнине Ренессанса, барокко и рококо.

Венера, Меркурий и Амур Корреджо
Венера, Меркурий и Амур Корреджо

И в последующие годы художники часто изображали маленького героя. Например, Франсуа Буше изображал его именно в таком полноценном образе, каким рисует нам воображение.

Франсуа Буше – Музыцирующие путти 1768. 51x134
Франсуа Буше – Музыцирующие путти 1768. 51x134

Вот они – прекрасные маленькие ангелы, которые, однако, не такие уж дети, на самом деле. Они выглядят как младенцы, но культура наделяет их недетским поведением. Хотя они жеманничают, шалят и играют – они все же маленькие боги, знающие, чем способна обернуться их любовная магия.

Боттичелли.Мадонна с младенцем и двумя ангелами.1468
Боттичелли.Мадонна с младенцем и двумя ангелами.1468

Но все свои фривольные привычки и шалости купидоны и путти теряют в христианском контексте. Часто Мадонна изображалась в обществе вроде бы тех же самых амуров, но это, конечно, совсем другие герои. Художники помещали ангелов рядом с младенцем Иисусом, чтобы они вместе играли под пристальным взором матери.

Рафаэль Санти – Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем 1513-14.
Рафаэль Санти – Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем 1513-14.

Порой в образе младенцев с крыльями изображались святые, позже оказавшие влияние на христианскую идеологию.

Каким бы ни был посыл маленького героя, крылатый младенец всегда говорит о нежности и любви. Купидоны, амуры, ангелы и путти – одни из самых интересных образов в искусстве, делающих историю каждого шедевра чуть милее зрителю.