Этот милый художественный образ – пухлого крылатого младенца – всем хорошо известен, ведь он является самым растиражированным символом романтической любви в массовой культуре.
Но, как и все в искусстве, персонаж купидончика уходит корнями в древнюю мифологию и, конечно, имеет собственную историю.
Все они – купидоны, амуры и маленькие ангелочки, связаны между собой, просто являются проявлением разных культур, языческой или христианской.
Изначально, Амур – это юный бог первого чувства. По легенде, он являлся сыном Марса (Ареса) и его любовницы Венеры (Афродиты), поэтому в нем и сошлось две непростых стороны любви: страсть и романтика. Амур вооружен луком и волшебным стрелами, а у жертв его проказ нет никаких шансов, кроме как поддаться его любовной магии.
Иногда Амур так и изображался – светлооким юношей, похожим на мать. Но со временем образ его потерпел изменения, Амур вдруг стал крылатым путти – так назывался божок в виде ласкового, игривого младенца.
Купидон – та же ипостась Амура, но более ранняя (считается, что это греческая версия римского Амура). Превращение молодого бога в младенца произошло в Эллинистический период античности.
Окончательно он закрепился в эпоху Возрождения. Чудные ангелоподобные создания появляются на картинах, фресках и лепнине Ренессанса, барокко и рококо.
И в последующие годы художники часто изображали маленького героя. Например, Франсуа Буше изображал его именно в таком полноценном образе, каким рисует нам воображение.
Вот они – прекрасные маленькие ангелы, которые, однако, не такие уж дети, на самом деле. Они выглядят как младенцы, но культура наделяет их недетским поведением. Хотя они жеманничают, шалят и играют – они все же маленькие боги, знающие, чем способна обернуться их любовная магия.
Но все свои фривольные привычки и шалости купидоны и путти теряют в христианском контексте. Часто Мадонна изображалась в обществе вроде бы тех же самых амуров, но это, конечно, совсем другие герои. Художники помещали ангелов рядом с младенцем Иисусом, чтобы они вместе играли под пристальным взором матери.
Порой в образе младенцев с крыльями изображались святые, позже оказавшие влияние на христианскую идеологию.