В сложившейся ситуации, связанной с коронавирусной пандемией, правительство нашей страны то вводит, то отменят различные ограничения по недопущению распространения заболевания.
Одним из последних нововведений стал, так называемый, "масочно-перчаточный" режим, согласно которому, в соответствии с Указом Президента РФ № 316 или, например, Указом Губернатора Ульяновской Области №19, запрещается обслуживание покупателя без наличия у него средств индивидуальной защиты органов дыхания и перчаток.
Учитывая, что сотрудников магазина предостерегают от невыполнения указанных положений под угрозой штрафов, факт отказа в обслуживании не становится чем-то удивительным. При этом необходимо учитывать, что в это случае нарушаются положения гражданского законодательства.
Стоит обратить внимание на положения Гражданского кодекса Российской Федерации:
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ: Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится...
Говоря об особенности публичного договора можно выделить то, что потребитель всегда выступает со стороны силы, поскольку ему не могут отказать в заключении договора.
Данное обстоятельство означает, что для коммерческой организации(в нашем случае это магазин), получившей предложение о заключении публичного договора, не действует принцип "свободы договора" (ст. 421 ГК РФ): такая организация обязана заключить предложенный ей договор.
Однако подойдя к кассе без маски и перчаток мы можем услышать отказ в наш адрес, в связи с их отсутствием.
Тем самым можно косвенно говорить о нарушение принципа равенства, который, в данном случае, проявляется в том, что продавец дискриминирует Вас по признаку наличия/отсутствия у вас маски и перчаток.
Отвечая же на вопрос "Что делать в данной ситуации?" можно предложить несколько вариантов:
Во-первых, можно сослаться на п. 3 ст. 426 ГК РФ, согласно которому отказ продавца, от заключения публичного договор, при наличии возможности его заключить (в магазине имеется необходимый вам товар), не допускается и в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ Вы имеете полное право потребовать его заключить.
Во-вторых, можно сослаться на юридическую силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации и доходчиво объяснить, что Указы Президента, а тем более Губернатора, стоят на несколько ступеней ниже, чем Федеральные законы. А это значит, что Гражданский кодекс имеет наибольшую юридическую силу по сравнению с указами Президента и Губернатора.
В-третьих, можно воспользоваться следующей уловкой. Взять товар, который Вы собираетесь приобрести, открыть его упаковку, а в случае если это продукты питания начать их частичное употребление. Это делается для того, чтобы испортить товарный вид товара и, тем самым, сделать его непригодным для дальнейшей продажи. В этом случае продавец будет деморализован и у него не останется выбора, кроме как предоставить вам возможность приобрести его.
При этом необходимо знать, что требования продавца о том, чтобы вы возместили ущерб в размере стоимости товара неправомерен. Вы можете заявить ему об этом и сказать, что его действия подпадают под статью 19.1 КоАП "Самоуправство" и образовывают состав административного правонарушения.
В-четвёртых, вы можете заявить о том, что будете вызывать полицию по факту нарушения своих прав и обращаться в суд. Любой управляющий магазина, знает, или по крайней мере должен знать, о том, что в случае составления протокола об административном правонарушении он будет учитываться и приниматься во внимание при проведении различных проверок данного магазина. Помимо этого, ваши требования только в очередной раз покажут то, что вы знаете свои права и будете до последнего их защищать.
При всем этом, необходимо соблюдать ряд правил, которые необходимо соблюдать при отстаивании своих прав:
- Будьте решительны (человек, который не уверен в своих словах, не сможет выйти победителем из спора);
- Доказывайте свою правоту ссылаясь на нормативно-правовые акты (это покажет вашу компетентность в данном вопросе);
- Обращайтесь к продавцам на Вы и требуйте, чтобы они делали тоже самое по отношению к Вам;
- Будьте спокойны, никого не оскорбляйте и не провоцируйте на агрессивное поведение по отношению к вам.
Несмотря на все вышесказанное, стоит иметь ввиду, что наличие правил по наличию Вас средств индивидуальной защиты органов дыхания и перчаток, направлено, прежде всего, не только на вашу личную безопасность, но и на безопасность всех окружающих вас людей. Поэтому призываю пользоваться материалом данной статьи лишь в самых необходимых случаях.