Слово «гальдрастав» происходит от слова «гальдр» — «заклинание», и «став» — «дощечка» (исл. galdur), из чего следует, что гальдраставы — знаки, близкие к рунам. Многие гальдраставы представляют собой руны, наложенные одна на одну, и образующие вместе один знак, обычно очень трудночитаемый. Руны «вязались», а не писались в строчку для скрытия истинного значения написанного от непосвящённых, непросвещённых.
Со временем гальдр прочно вошёл в набор скандинавских «магических инструментов». Для записи гальдов, считавшихся особенно сильными и опасными, стали использовать тайнопись: гальдарставы.
Гальдраставы (др.-сканд.: galdrastafir, «знак гальда») – это не руны, это руноподобные анаграммы, первое упоминание о которых возникает примерно в начале Средневековья в Исландии. Наиболее известные гальдраставы написаны или выгравированы на деревянных дощечках или камнях, чаще всего (но не всегда) имеют форму круга (или звезды) и состоят из нескольких «переплетённых» между собой рун – как правило, сильно стилизованных. Такая «рунная вязь» помогала колдунам скрывать текст гальда от непосвящённых.
Современные исследователи выделяют три типа гальдраставов:
Эгисхьяльмы (исл. «Ægishjálmr»)
«Шлемы ужаса». Считалось, что эти гальды способны нагнать на всю вражескую армию панический ужас, сковать волю к победе и обратить в бегство. Гисхьяльмы писались на щитах и наносились на шлемы пеших воинов – отсюда и название.
Гальдpамюнды (исл. «Galdramyndir»)
«Магические рисунки». Несмотря на то, что относятся они к гальдраставам, руны в их написании не использовались вообще. По сути, гальдpамюнды – это стилизованные рисунки вещей и животных, имевших магическое значение. Гальдpамюнды являлись важной частью знаковой системы исландцев и также использовались в качестве «волшебного оружия».
И, наконец, собственно гальдpаставы представляют собой «рунную вязь», своеобразную смесь искусства анаграммы и каллиграфии. «Правильная» зашифровка гальда считалась великим искусством. Выполняя сложный ритуал, маг завершал его составлением гальдарства, который призван был, с одной стороны, выполнять функцию «замка́» для ритуала, а с другой, скрыть от постороннего – или недоброго – глаза истинное значение и самого ритуала, и гальда.
Основным источником информации о гальдрастафах являлись исландские магические манускрипты — гальдрабоки. До наших дней сохранился только один гальдрабок — Гальдрбук. Не так давно он был переведен на английский. Перевод был опубликован издательством «Сэмьюэл Вейзеp» в 1989 году. Остальные сведения о гальдрастафах были получены из других источников «урывками».
Существуют легендарные свидетельства о двух гальдрабоках. Автором первой книги — Раудскинни («Красная кожа») — является епископ Готтскальк. Согласно легендам, этот манускрипт был записан на кроваво-красной бумаге золотыми рунами. Считается, что он был погребен вместе со своим автором. Гальдра-Лоптур (умерший в 1722 году) попытался выкопать колдуна и завладеть секретами хранимыми в Раудскинни, однако после его попыток начали ходить легенды о том, что могила епископа заколдована. Лоптуру не удалось добиться своей цели — он сошёл с ума. Таким образом, гальдрабок был навсегда утрачен. Другой манускрипт — Граскинни («Серая кожа»), включал в себя две части, написанные на разных языках, первая — латинскими буквами, вторая ошибочными рунами.