"Вера же есть осуществление ожидаемого" (Послание к Евреям 11:1)
См. также послание к Галатам 2:20.
В послании к Галатам 2:20 апостол Павел написал очень яркие слова: «уже не я живу, но живёт во мне Христос».
Как это понимать? Возможно, он сказал лишь «для красного словца», в поэтическом плане? Например, когда хоронят близкого человека, часто говорят: «он будет жить в наших сердцах». Понятно, что так говорят не для буквального понимания, речь идёт лишь о сохранении памяти об умершем человеке.
Не мог ли апостол Павел иметь в виду нечто подобное? Возможно и мог, если бы не слова «уже не я живу». Нет такой поэтической формы, которая говорит о жизни другого человека вместо своей собственной жизни, потому слова апостола следует понимать буквально.
Возможно, он говорил лишь о себе, о своей особенной святости? Но верующим в Колоссах он написал: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3). Следовательно, речь идёт об истине, Божьей истине: в каждом верующем человеке объективно живёт Иисус Христос.
На мой взгляд, эта истина разъясняется словами автора послания к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого» (Евр.11:1).
Дело в том, что слово «осуществление» в этом стихе – не лучший перевод греческого слова «упостасис», употреблённого в оригинальном греческом тексте послания. Более правильный перевод – «сущность, природа, ипостась». Что касается слова «ожидаемого», то я думаю, что для любого христианина таковым ожидаемым является Иисус Христос.
Следовательно, стих Евр.11:1 можно прочитать так: «Вера же есть ипостась (сущность, природа) Иисуса Христа».
Обычно слово «ипостась» употребляется применительно к Самому Иисусу Христу, когда необходимо отдельно выделить в Нём человеческую физическую природу и Божественную духовную природу. Бог реально (а не фигурально) живёт в Иисусе Христе, являясь Его Духом, Его духовной природой.
Поскольку в Евр.11:1 употреблено то же слово «упостасис», то есть «природа», именно вера человека является Самим Христом, живущим и управляющим человеком на правах духовной природы этого человека.
Важно отметить, что под "верой" здесь понимается не просто согласие человеческого ума с фактами существования Бога и Божественности Христа. Если бы это было так, то тогда сатана тоже считался бы верующим, так как у сатаны нет сомнения в этих фактах.
Вера - это прежде всего доверие человека Богу, полное доверие всей своей жизни. Когда человек кому-то полностью доверяет, он самим этим доверием как бы "впускает" в свою душу того, кому он доверяет, и постепенно становится похожим на того, кому он доверяет.
В этой связи можно также вспомнить слова Христа о Его единстве с Отцом - "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин:14:11), а также о Его единстве с учениками - "вы во Мне и Я в вас" (Ин.14:20). Явное сходство этих высказываний также говорит о том, что единство верующего со Христом имеет тот же характер, что и единство Христа с Богом.
Другими словами, мы, верующие, живём Иисусом Христом в том же смысле, в каком Иисус Христос живёт Богом.
Из всего сказанного следует очень важный вывод: единство воли верующего человека и воли Христа есть норма, естественное самовыражение верующего человека, основанное на тождественности Христу его духовной природы.