Найти тему
Андрей Зинченко

Березка или как один изобразов «Мирового дерева»? (Продолжение «Тайны Троицы»)

Березка или как один изобразов «Мирового дерева»? (Продолжение «Тайны Троицы»)

Есть хороший повод, на Троицу, своему близкому другу или подруге дать «титул». Кум на Руси, считается ближе чем родственник. Оказывается существует целый обряд кумления. Вот как это происходило. «Перед Троицей. Девочки вместе с девушками отправлялись в лес, находили красивую березу. Две девочки, желающие "покумиться" - заключить дружеский союз, заплетали вместе из трех веток березы косу, вплетая в нее ленты, затем троекратно разцеловались в щеки друг с другом, обменивались крашеными яичками и пели: "Покумимся, кума, покумимся, чтоб нам с тобой не браниться, вечно дружиться". Покумившиеся девушки, как бы вступали друг с другом в духовное родство, заручались взаимной поддержкой, запретом на ссоры». В другом варианте, который совершался между мужчинами происходил обмен крестильными крестиками. Судить не могу, но крестный брат и кум, наверно не одно и тоже. Почему свидетелям клятв человеческих была березка?

Про это чуть позже. А пока, стоит вспомнить еще один обычай в этот день, косвенно указывающий на древние корни праздника Троицы, - "похороны кукушки" «На Троицу делали из травы кукушкины слезки небольшую куколку, наряжали ее в рубашку, сарафан и платочек, укладывали в деревянную коробочку - гробик и отправлялись ее "хоронить" в березовую рощу». Зто обрядовое действие, является пережитком поклонения Древнему женскому божеству. Дата праздника Троица «плавующая», расчитывается на пятидесятый день от Великдня. Опять аграрный календарь Трипольской культуры? Другие варианты, которые объясняют происхождение этого праздника выглядят малоубедительными.

Другие обычаи связанные с этим днем? В троицком фольклоре часто встречается мотив негативного отношения участниц обряда к мужчинам: мужьям и парням, который отчасти отражает запрет, на присутствие мужчин, во время свершения девичьих ритуалов. Даже при заготавливании троицкой зелени, накануне праздника, перед троицкой субботой, в Белгородской и др. областях, девушки обособлялись от парней, объединившись в группы, уходили в лес на целую ночь, или посвящали этому занятию весь день. А если нет поблизости леса? В России, к Троице, в своих садах выращивали цветы, мяту, чабрец... А в лес зачем?

Люди верили что в последний день Троицы русалки выходили на землю. Стоит напомнить что в личины (маски) рядились не только на Коляду и Масленицу. В Белгородской области сохранился обычай, на Троицу, совершать вечерние прогулки ряженых, как олицетворение нечисти, разгуливавшей по земле, их называли "дяды". Архаичная традиция, которую можно сравнить, но только внешне, с Хелуином, правда наша традиция, гораздо древней.

«В мифопоэтическом творчестве русского народа береза выступает как Мировое древо, которое является центром мироздания, универсальной моделью Вселенной. Вершина древа достигает небес и связана с Богом, Солнцем, птицами; корни уходят глубоко в землю, соприкасаются с преисподней, где обитает нечистая сила; средняя часть отождествляется с земным пространством. В троицко-семицком цикле в обрядовом деревце-березке также просматривается образ Мирового древа, древа жизни, в нем видят воплощение плодородия живой природы, нить, связывающую мир живых и мир умерших, временное вместилище для душ умерших и мифологических персонажей, мифический родовой центр, слившийся в глубокой древности с женским божеством-предком».

Ежели «Мировое дерево», то и отношение соответствующее, Во Владимирской губерни к Троице вырубали завитую березу, а в Нижегородской - только что развитую (в Духов день), а в Сибири выбирали исключительно свежее, нетронутое дерево. Это варианты отражения мифологического миропонимания Бытия.

«Мировое Дерево» тесно связано с понятием Триглава. Причем у каждого древнего народа был Триглав. Этруски поклонялись Крапу, - трехголовому Божеству. В Индии, - Тримурти, это триединая сущность Брахмы, Вишны и Шивы. Известны более древние находки трехголовых глиняных фиурок (пока найдено три), Трипольской культуры. Триглав в мифологическом представлении народов был высшим Божеством. Сохранились старинные идолы, вновь открыто много изображений. Трехголовый Свентовит, западных славян, - Верховный Бог. Триглавом называли стихии персонифицированные в богов, причем участники Триглава менялись, в зависимости от назначения обряда, совершаемого в определенные моменты, но всегда при этом присутствовал мотив. Одна из ипостасей (или Бог)в Триглаве царствуют на Небесах (в Прави), другая, на Земле (в Яви), третья, в потустороннем мире (в Нави).

Что касаемо «Мирового Дерева». У Скандинавов символом «Мирового Дерева» был ясень (Иггдрасиль), у кельтов был бук, - кстати тоже обладает целебными свойствами. Это детали. Кстати в разные времена года образ Мирового Дерева принимали еще дуб и ель, Триединый такой образ. Только в Русском фолклоре сохранилась полная картина почитания «Мирового дерева» в образе березки. В различных областях России, различные варианты, но есть общее...

Общее было то, что часто дерево сначала наряжали, а затем вырубали. «Украшениями служили предметы девичьего костюма: ленты, платки, пояса, бисер, бусы, косники, венки, снятые иногда непосредственно с участниц, а также заготовленные заранее нитки, лоскуты, травы, цветы, конфеты и козули - ритуальная выпечка в виде веночка. Все это девушки вешали на дерево или привязывали к его ветвям и к стволу. У русского населения Забайкалья было принято укреплять пояса на вершине дерева. В Костромской губерни, поясом охватывали ствол березы у самого корня, а к вершине привязывались ленты. Количество лент определялось числом девушек, собравшихся около деревца, или числом их родственников, привязывая ленту девушка загадывала на будущее: на свое или близких людей. В Ростовском уезде Ярославской губернии, существовал обычай "убанчивать" березку так же, как и свадебное деревце "девичью красоту", в котором видели символ девичества. В Южной Сибири, березку следовало нарядить так, чтоб ни одного листочка не было видно».

С украшенным деревцем, - троицкой березкой, – «девушки и молодые женщины совершали хождения вокруг полей или по полям, в рощи, вокруг деревень, по улицам поселений, около домов. Во многих местах соблюдался обычай при обходе заходить в дома участниц обряда; крестьяне Тобольской губернии говорили, что "березка" к девушкам в гости ходит (очередь устанавливалась заранее). В Сибири, девушки на время обходов, разделялись на группы по 10-15 человек - "вьюны", «каждая из которых имела свое ритуальное дерево, или даже два». Как правило, березку носила одна из участниц обхода». В Костромской и Рязанской губнях, это была девушка-подкумок,(подкумыш), которой не хватило пары при кумлении. В Тобольской губерни, выбирали девочку 10-12 лет, славившуюся веселым характером и умением плясать. Она подлезала березке "под юбку, брала ее за ствол и двигалась впереди хоровода: получалось впечатление, что березка идет и пляшет сама" Это никак нельзя было искоренить, что вызывало неистовую злобу у церковников. В летописных записях, за 1432 год, говорится о неистовых плясках, устраиваемых около берез; их участницы, по словам летописца, были превращены "в камни молнией из налетевшей тучи". Бурная фантазия у летописца...

А что в этом было плохого? Во время обходов с березкой, исполнялись песни магического характера. Шествия по полям, сопровождались песнями-заклинаниями на урожай; в них подчеркивалась продуцирующая роль девушек и молодых женщин, совершавших хождения.

После празднования Троицы, совершались проводные обряды: потопление, сжигание троицкой березки, проводы Костромы. Но ветки березы, за иконой сохраняли весь год, как «охранка» дома от грозы, пожаров,.. В Кострамской области, сохраненную веточку троицкой березки, клали умершему в гроб под подушку. По прошествии года, оставшиеся троицкие веточки сжигали, так как "выбрасывать святыню грешно".

Ритуальное уничтожение троицкого деревца, имело магическое значение: березка оставленная во ржи должна была охранять поле от града, заморозков и червей; а березка, брошенная в воду должна была обеспечить достаточное количество влаги на все лето.

Интересен обряд потопления, совершаемый в Тобольской губерни, называется "отпеванием" березки. «Поклонившись деревцу, молодежь торжественно выносила березку из дома к реке, исполняя "проголосные" песни, которые по мере продвижения становились все печальнее и печальнее; под жалобное пение подруг девочка, носившая березку в течение праздника, бросала её в воду». На Владимировщине, провожающие в реку березку кричали "Тони, топи сердитых мужей!". На Смоленщине, бросание в реку, осмыслялось как возрождение березы, оно сопровождалось словами песни: "Стань, береза, по-старому, как стояла!" Вот так, уйти в навь, чтоб возрадится в новь! Береза, - олицетворение «Мирового Дерева», соединяющего Правь, Явь, Навь, воедино. Теперь понятно, почему клали ветку «Троицкой березы», под подушку, в горб покойного? Все нюансы, в короткой публикации, обозреть невозможно, но думаю, смысл, что такое березка на Троицу, стал понятен. Стоит добавить что «Мировое Дерево», это образ познания Бытия не в «плоской картинке», а в полноценных образах человеком. Независимо от вероисповедания, главное, что человек, стяжающий знания, ежесекундно пребывая в Творце (вне зависимости от имени Творца) – обретает Бессмертие, поднимаясь в верх по вервям «Мирового Древа» к его корням – к бездонному колодцу, на дне которого его ждёт награда!

Второй по значимости символ Троицы, является Троицкий венок.