Анил Амбани, миллиардер без собственных средств, согласно его заявлению в Британском суде, не впервые становится героем публичного скандала.
Два года назад его имя уже активно муссировалось в индийских СМИ в связи с громким коррупционным скандалом вокруг закупки французских истребителей Rafale Jet.
Напомню вкратце о сути этого любопытного дела для тех, кто пропустил самое интересное.
В сентябре 2016 года Индией была подписана прямая сделка с французским правительством о покупке 36 новых истребителей Rafale за 7,87 миллиарда евро. Сделка включала в себя более 3 миллиардов евро гарантированных закупок у индийской промышленности в течение следующих 7-8 лет. Индия должна была получить 28 одноместных самолетов и 8 двухместных самолетов.
И все было хорошо, пока не всплыли две параллельные линии сюжета с вопросами, на которые так и не прозвучало внятных ответов.
Первая линия – президент Олланд и его друг киноактриса и продюсер Жюли Гайе. По странному стечению обстоятельств, Анил Амбани встретился с Жюли Гайе в Париже за несколько дней до подписания сделки о поставке самолетов и подписал договор о финансировании его компанией Ambani Reliance Entertainment сьемок некоего художественного фильма в сотрудничестве с Гайе.
Совершенно случайно так вышло, что сделка по самолетам была также объявлена, согласована между двумя правительствами и подписана во время президентства Олланда, когда Жюли Гайе гостила у него в Елисейском дворце в Париже. Олланд был президентом Франции с мая 2012 по май 2017 года, а его отношения с Гайе стали достоянием общественности в январе 2014 года. Первое объявление о создании оборонного совместного предприятия Dassault и Reliance в Индии было сделано в октябре 2016 года, опять же во время президентства Олланда.
98-минутный французский фильм, снятый в сотрудничества Гайе и Reliance, впервые был показан на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в Испании в 2017 году, и был распространен в восьми странах, за исключением Индии. Когда эти факты стали известны индийской оппозиции, встал вопрос – не была ли сделка по сьемкам фильма прикрытием для чего-то другого?
Вторая линия вопросов, связанных со сделкой по Rafale, берет свое начало в некоем электронном письме, где был якобы зафиксирован обмен мнениями между официальными лицами европейской оборонной компании Airbus. В разговоре упоминается встреча Амбани и официальных лиц, прикрепленных к кабинету министра обороны Франции Жан-Ива Ле Дриана за несколько дней до заключения сделки, где Амбани, как говорят, упомянул, что “готовится меморандум о взаимопонимании”, который может быть подписан “во время визита премьер-министра”, что являлось прямым нарушением государственной тайны.
Впоследствии защита Анила Амбани заявит, что его визит не имел никакого отношения к сделке Rafale. “Предполагаемое электронное письмо, на которое ссылается партия Congress, касается обсуждения между Airbus и Reliance Defence, относящегося к программам гражданской и оборонной вертолетной техники в рамках программы” Make in India", - заявит представитель Reliance Defence.
Труднее ответить на вопрос, как так вышло, что компания Reliance Defence Ltd., выбранная кем-то в качестве индийского партнера французского производителя истребителей Dassault, и ставшая частью сделки Rafale, была открыта всего за 12 дней до заключения контракта.
Не менее трудно представить себе, что по простому стечению обстоятельств, французское правительство освободило от налоговых обязательств на сумму 143,7 миллиона евро французскую компанию Анила Амбани Reliance Atlantic Flag France всего через шесть месяцев после того, как премьер-министр Нарендра Моди объявил о сделке на 36 истребителей Rafale в Париже. Сообщение об этом было опубликовано во французской Le Monde.
Невзирая на резкую критику и многочисленные нападки со стороны оппозиции, скандал вокруг Rafale постепенно затих и уже в ближайшие месяцы Индия получит первые самолеты из Франции.
Тем временем, Анил Амбани объявил о полном отсутствии личных средств и невозможности выполнить свои финансовые обязательства перед китайскими кредиторами.