Найти тему

3 отличных фильма про науку

Вряд ли в XXI веке кто-то будет отрицать, что открытия, инновации и технологии влияют на развитие практически всех сфер нашей жизни. То, что когда-то нам казалось сенсационным и недостижимым, уже стало повседневностью, а какие-то тайны человечество до сих пор не может разгадать. Они-то и становятся основой не только научных изысканий, но и культуры, появляясь в литературе и кинематографе.

Специально для вас – несколько научно-фантастических фильмов и краткая рецензия: о чем фильм, как связан с наукой, и как оценивают его зрители.

Приятного просмотра, наши любители фантастики и сенсационных открытий!

«Назад в будущее»

Страна, год выхода: США; 1985, 1989, 1990.

Изобретение: Машина времени.

Оценка (из 10 звезд): 8,6 – «Кинопоиск», 8,5 – «The Internet Movie Database»(IMDb, международная база данных о кинематографе).

О чем фильм: «Назад в будущее» – это уже ставшая классикой научно-фантастическая трилогия о путешествиях во времени и альтернативных реальностях маленького города. В основе сюжета – дружба подростка Марти Макфлая с профессором Эмметом Брауном. Тридцать лет ученый изобретал машину времени. После несчастья, случившегося с другом (напомним, мы не спойлерим!), с помощью машины Марти из 80-х отправляется в 50-е – спасать профессора.

Фильмы стали настолько популярными, что в девяностых получили продолжение в телесериале «Назад в будущее: анимационный сериал» и в игровом сериале компании «Telltale Games». Также с 1985 по 2001 год события фильма стали сюжетами многочисленных игр для приставок и домашних компьютеров. До сих пор отсылки к трилогии то и дело появляются в самых разных сериалах и фильмах, например, «Симпсоны», «Гриффины», «Очень странные дела» и др. А главные герои мультсериала «Рик и Морти» – гротескная пародия на Брауна и Макфлая.

По-научному: Интересно, что сценаристы долго думали, как же представить машину времени. В первой версии сценария ею была лазерная установка в лаборатории доктора Брауна. Также был вариант с холодильником, но эту идею отвергли из-за опасений, что маленькие детишки начнут проверять свои холодильники на наличие в нем похожего устройства и ненароком закроют дверцу за собой. Лишь в третьей версии сценария машина времени стала автомобилем DeLorean. Также показанная в фильме видеокамера профессора — JVC GR-C1 — одна из первых в формате VHS-С. Но критики сомневаются: могла ли она быть совместима с телевизором в 1955 году.

Конечно же, в таких фильмах не обходится без шуток и помарок. Например, Док и Марти произносят «гигаватт», как «джиговатт». Дело в том, что режиссер и сценарист трилогии Роберт Земекис просто неправильно расслышал это слово на семинаре по физике.

Наша оценка: 10/10 – здесь без комментариев, фильм поколений! А сколько чудных шуток породила второй фильм, когда в 2015 году дождались 21 октября.

«Прибытие»

-2

Страна, год выхода: США; 2016.

Изобретение/открытие: язык гептаподов,

Оценка (из 10 звезд): 7,5 – «Кинопоиск», 7,9 – IMDb.

О чем фильм: В разных точках планеты неожиданно появляются «ракушки» - объекты инопланетного происхождения, которыми управляют некие существа - гептаподы. Существа общаются с землянами подобно осьминогу - выбрасывают чернила, которые, расплываясь, составляют узорчатую окружность. Правительство и вооруженные силы США не могут понять намерений гостей, потому обращаются за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс и астрофизику Иэну Доннели.

Сценарий фильма основан на рассказе «История твоей жизни» американского писателя Теда Чана, опубликованном в 1998 году. Сама картина получила восемь номинаций на «Оскар» и премию за лучший звуковой монтаж. «Прибытие» также получил множество положительных отзывов и рецензий, «The New York Times» назвал картину шедевром научной фантастики, подобным «Космической одиссеи 2001 года» и «Солярису».

По-научному: Некоторые критикуют фильм за несоответствие жанру – в нем отсутствует как таковая реальная «научность». Возможно, потому, что в законах жанра научной фантастики есть небольшой стереотип – непременно должен быть изобретен свой велосипед. Здесь он получил нематериальное воплощение – язык пришельцев. Лингвистика встает во главе угла и позволяет главной героине обрести знание, ради которого пришельцы и прибыли на Землю – объединение людей. Так «оружие», задачу которого неверно истолковали власти США, воплощает функцию спасения и заставляет задуматься о нужности универсального языка, на котором сможет общаться все живое. И если сейчас вы вспомнили историю о Вавилонской башне – все правильно поняли.

К тому же, поиск общего языка с пусть и потенциально существующей, неземной цивилизацией – действительно актуальный, спорный и сложный научный вызов, поиск решения которого ведется до сих пор и наверняка будет вестись еще многие годы.

Наша оценка: 9/10 – снимем балл за некоторую «цикличность» и размеренность повествования – на любителей. Также здесь вы не увидите ярких спецэффектов и ошеломляющих новизной технологий. Но мораль – потрясающая, и ради ее осознания и принятия фильм определенно стоит посмотреть и оценить.

«Игры разума»

-3

Страна, год выхода: США; 2001.

Изобретение/ открытие: Теория игр.

Оценка (из 10 звезд): 8,6 – «Кинопоиск», 8,2 – IMDb.

О чем фильм: Этот фильм – биографическая драма по одноименной книге С. Назара о жизни Джона Форбса Нэша. Это американский математик, работавший в области теории игр и дифференциальной геометрии, лауреат Нобелевской премии по экономике 1994 года за «Анализ равновесия в теории некооперативных игр». В 1998 году книга была номинирована на Пулитцеровскую премию, а сам фильм получил четыре «Оскара» и «Золотой глобус».

История фильма начинается с молодых лет математика. У него начинает развиваться параноидная шизофрения, сопровождающаяся галлюцинациями, и прогрессирует до тех пор, пока не ставит под удар его работу и отношения с женой и друзьями. Удивительно, как в сюжете фильма переплетаются реальность и воображение героя, его беспомощность и невероятно сложный мыслительный процесс. Несмотря на сложности, Джону удалось совершить важное открытие и вернуться к работе после продолжительного перерыва.

По-научному: Теория игр – это математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. При этом игра здесь – процесс для двух и более сторон, в котором они борются за свои интересы. У каждой из сторон есть своя цель и стратегия – план поведения, и в зависимости от стратегии и цели других игроков можно как выиграть, так и проиграть. Эффективно построить путь к выигрышу и помогает теория игр.

Сейчас эта концепция – одна из важных и необходимых для современного мира. Она регулирует очень многие аспекты жизни: правила дорожного движения, распределение благ, различные маркетинговые кампании и поведение в самих играх, например, шахматах или крестиках-ноликах. С 70-х годов теорию применяют и в биологии, велико ее значение для развития кибернетики и искусственного интеллекта.

Математик Джон Нэш привнес в эту теорию одно из важнейших понятий – равновесие Нэша. Это ситуация, при которой ни один из игроков не может увеличить выигрыш, поменяв своё решение без согласия других коллег. Также концепция включает равновесие по Парето: «Общественное благосостояние максимально при таком состоянии экономики, когда никто не может улучшить своё положение, не ухудшая положение другого».

Что интересно, критики фильма обращают внимание не на саму теорию, а на неточное изображение жизни математика. Так, в фильме Нэш страдает от зрительных и слуховых галлюцинаций (это спойлер вне контекста, мы помним правило!). В жизни же у него были только слуховые галлюцинации.

Наша оценка: 8,5/10. Принимая во внимание психологизм картины – за это твердая десятка!, – нам хотелось бы увидеть больше математики. Особенно в период развития болезни Джона Нэша. Однако фильм ценен в принципе обращением к такой сложной теме и науке – математику в чистом виде не часто встретишь в научно-фантастических фильмах. И путь гениев, зачастую трагический, просто не может оставлять равнодушными.

Подготовила корреспондент газеты АлтГУ "За науку" Юлия Абрамова