Итак, вы решили попробовать себя в репортажной съемке мероприятия в клубе - в частности - концерта любимого рок коллектива (Автор статьи, ваш покорный слуга, регулярно занимается съемкой таких мероприятий)
Какие же подводные камни таятся в такой съемке, чем может обернуться поход в клуб с фотоаппаратом: Начнем с того, что я прихожу на съемки в такие места не от балды, а либо по приглашению выступающего коллектива, либо по приглашению организаторов. В первом случае я обычно легко нахожу общий язык с организаторами и они разрешают мне снимать и остальных выступающих. Во втором случае вы являетесь полностью аккредитованным фотографом на концерте - то есть вам позволено быть ВЕЗДЕ - от гримерки, до вылезания на сцену, если Вам жизненно необходимо снять чумовой по вашему мнению кадр. Было пару случаев, когда я приходил снимать только одну, пригласившую меня группу, но у Организаторов что-то пошло не так и их приглашенные фотографы почему -то не пришли. По просьбе оргов я оставался снимать весь концерт до конца, плюс еще и деньги за работу получал.
Конечно, в большинстве случаев, если Вы просто пришли потусить на концерт и взяли с собой камеру для снимков на память, никто не будет вас выгонять или просить не снимать, или удалить отснятые файлы. Но бывает и такое: Один организатор подобных концертов, с которым я работаю на постоянной основе, очень ревностно относится к "чужим" операторам. И мне зачастую приходится вступаться за них.
Фотограф, запомни! В клубах имеется негласное правило - не снимать сцену со вспышкой. Я не знаю от чего оно, это правило появилось, но оно есть. За использование вспышки в сторону сцены могут и выгнать из клуба и по шеям надавать и неважно, что ты аккредитован. Но, зачастую этого не требуется. В хороших клубах сцена обычно освещена очень хорошо прожекторами и софитами - так что задрав ISO до 600-800, а иногда и этого много - можно спокойно снимать на выдержке 1/160 - 1/200 с диафрагмой 3,5. Поясню эти цифры: 600-800 iso - на таких параметрах светочувствительности матрицы современных фотоаппаратов еще не сильно шумят, а то и вообще не шумят, а если и есть шум, то встроенный в лайтрум шумодав справится с ним без видимой потери качества картинки. выдержка 1/160-1/200 - тут все дело в движении. Как правило, рок концерты это эмоция, драйв, движение, и фотографировать музыкантов и солиста часто приходится в момент когда они двигаются, тряся головой взметают свой хаер (оооочень эффектные кадры получаются), и на длинной выдержке у вас получится.... а фигня у вас получится на длинной выдержке - смазано все будет. а 1/160-1/200 вполне справятся с движением. Хотя для съемки взметнувшегося хаера я использую 1/400. ну и диафрагма 3.5 и Уже - тут все дело в глубине резкости - чем больше открыта диафрагма, тем меньшее поле попадает в охват резкости - допустим вы снимаете крупным планом лицо музыканта - глаза, нос, губы будут резкими, а вот волосы и уши уже будут в зоне Боке - то есть размытыми, согласитесь - не очень приятно. А на диафрагме 3.5 и выше поле ГРИП значительно расширяется.
Контровой свет. Иногда прожектора на сцене могут включаться с тыловой стороны музыкантов, делая хорошую подсветку, так называемый контровой свет, при этом анфас музыканта в это время затемнен. Но и в этой ситуации можно получить выгодные кадры, весьма не дурственные - главное - поймать момент
Такие фотографии лучше всего переводить в ЧБ, потому что именно в ЧБ более всего выгодна игра света и тени, контраст.
Дым-машина.... О-о-о-о, когда запускают дым машину, на сцене можно снимать настоящую магию - это, наверное самые эффектные кадры
Итак - мы разобрались с плюсами и минусами съемки концертов. Но, для операторов в зале существуют плюсы и минусы с фронта - из зала. НА рок концертах движуха творится не только на сцене, но и в зале, иногда фанаты могут настолько разгорячиться, что начинают игру с толканием друг друга с разбегу (Лично наблюдал за такими игрищами). И, когда Вы, прижавшись к сцене, уткнувшись глазом в видеоискатель не наблюдаете ничего вокруг себя - можете стать жертвой таких фанатов - поверьте мне - получить с разбегу в спину тушу килограмм в сто - не самое приятное, кстати, так и камеру можно разбить. Так что будьте аккуратны, пытайтесь всегда чувствовать настроение зала позади себя. Держите тело немного напряженным, дабы не рухнуть в случае если на вас случайно налетели. Плюсы тут тоже имеются - снимать зал со вспышкой можно, чаще всего зал находится в темноте и без пыхи тут уже никак не обойтись. Многие зрители, более активные с удовольствием попозируют вам, Иногда могут получиться совершенно обалденные фотографии. Зал лучше всего снимать широкоугольным или сверхширокоугольным объективом, можно даже с fish eye - это придаст снимку атмосферу широкого зала с веселящимся народом, то есть снимок будет излучать оптимизм =)
На некоторых концертах существует огороженная зона перед сценой, и туда не пускают никого из зрителей - только аккредитованных операторов и организаторов. В такой зоне вы спокойно можете заниматься любимой работой не боясь быть застигнутыми врасплох. Кстати, съемка сцены сквозь зал тоже может быть оправдана - зачастую эти снимки передают общую атмосферу.
Итак, как только вся ситуевина с карантином пройдет, и соскучившиеся по сцене музыкальные коллективы выйдут из сумрака - берите свои камеры, оптику, немножко смелости и вперед.
Очень хочу поблагодарить продюсерский центр Антарт, который принял меня в ряды своих фотографов и дал мне возможность снимать замечательные концерты потрясающих музыкальных рок-коллективов. Своих коллег по цеху, видео операторов и фотографов, а так же клубы, которые многое делают что бы концерты сии стали незабываемыми!