Найти тему
kin0guru

Туманность Андромеды (СССР, 1967)

Сегодня нашей прокуренной кинокухоньке вновь предстоит превратиться в рубку межзвездного корабля. Курс – несбывшееся светлое будущее, мимо губительного поля тяготения Красной Железной звезды, к далекой Туманности Андромеды.

Итак, экипажу звездолёта – немедленное пробуждение, занимаем свои места у экранов корабля, а я, на правах Навигатора, сгоняю ещё в магазин за амнезионом, тьфу ты, за анамезоном.

-2

Перед нами попытка совместить, с одной стороны, сцены далекого утопического будущего на Земле, где все заняты радостным созидательным трудом, а на деле мажутся белилами и бегают в неглиже толкают какие-то напыщенные речи ни о чём. И, с другой, показать экспедицию звездолёта «Тантра» к … а куда, он собственно летел, уважаемые знатоки?

-------

Роман Ужасов:

- Скорее, откуда. Возвращался на Землю из очередной Звездной экспедиции, но вот что он там делал? Из картины этого понять невозможно. Вообще, как думается задним числом, не самое удачное было решение, вот так намешать земных эпизодов с космическими, когда один прямо перетекает в другой. Наверное, на тот момент в этом виделось что-то новаторское, но в результате, получилась каша. Бессмысленно, конечно, теперь раздавать ценные советы, но все-таки, может стоило сосредоточится на сценах космоса, а всю эту крымско-черноморскую утопию, отложить на вторую серию (которая в итоге, так и не была снята)?

Альберт Магнус:

Не повезло создателям фильма: изначально же планировалось снять две части, которые объединили бы все линии любовного "квадрата", занявшего половину сюжетного времени в первой, но так и оставшейся единственной, серии . Старательно развешанные в ходе "земных" (и не только) диалогов "ружья" за отсутствием кульминации и апофеоза так и провисели лапшой, превратившись в бессмысленные элементы декора.

Что касается атмосферы, авторам вполне удалось передать ефремовский дух, как бы он не бесил своим зашкаливающим пафосом. Столяров в 30-50-е годы как раз играл таких монументальных героев и на ум сразу приходят некоторые фильмы про непререкаемо руководящую роль партии. Для полного сходства не хватает какого-нибудь парторга, раздающего ЦУ. Возможно в разрез с вышесказанным идет недостойное поведение влюблённой по уши Низы Крит, которая на этой почве ослушалась начальника, за что и поплатилась. Такой сентиментальный поворот для советского искусства 40-х не был возможен по определению - это уже издержки свободолюбия более позднего времени.

-3

- По мне лучше тахорга, чем парторга. Или ракопаука какого-нибудь. Но это уже из другой космической оперы. Черно-багровая гамма планеты удачна, настроение задаёт соответствующее, инопланетный звездолёт тоже смотрится неплохо, но портят впечатление киношные софиты и малобюджетные вездеходы.

- Сцены на спутнике Железной звезды сняты довольно хорошо, понравился чужой космический корабль, вездеход тоже вполне. А по поводу предсказуемости сюжета это к Ефремову, Ивану Антонычу. Кто раздражал, так это Лума в непременном шлеме. И расслабон на "Тантре" с бассейном и батутом. Поведение экипажа на поверхности чужой планеты тоже не пример для подражания.

- Моя личная боль – скафандры. Глуповато выглядят, хотя к тому времени, на студии Довженко было несколько фильмов, в которых космоснаряжение не вызывает идиосинкразии. Впрочем, могу признать в этом свою логику. Они же там, в Будущем, все учёные - то бишь, «яйцеголовые». Может им в таких шлемах удобнее.

-4

Ну и манера изъяснятся. Нет, прямая речь героев и в романе не блещет, Ефремов вообще, как вспоминают, остроумие считал вредным явлением, которому в светлом Далёко нет места. Но все-таки диалоги из романа не оставляют в такой оторопи.

В фильме герои говорят то, как индейцы в дешевых вестернах: « На Земле? Командир ещё верит в такую возможность?», (а как же, Бычий Корень, конечно, верит, так и подмывает ответить). То, как персонажи греческой трагедии: « Свет! Командир первый догадался об этом, убийца - порождение мрака и он должен бояться света!».

- Порождения мрака вообще могут быть от рождения незрячими, так что им софиты да прожекторы глубоко параллельны. Я так думаю.

- Они не зрячи, но, они и не белковые организмы, некие сгустки электромагнитной энергии, вроде бы. Своей электромагнитной шкурой напрямую чувствуют изменение в спектре энергий. Логично.

Неудивительно, что на долгие годы к научной фантастике было прилеплено клеймо: «Третий сорт – не брак». Легко представить, как после съемок, актеры и съемочная группа ржали как кони у себя в гримерках.

-5

Жаль. При всех недостатках, эти образы – Железная звезда, электромагнитные медузы чужого мира, таинственный Черный крест, сами по себе очень неплохи. Во всяком случае, на меня производят большее впечатление, чем все эти «кротовые норы» и многомерные шкафы из современной фантастики.

(3/5) Общая оценка от Kin0guru

(c) Роман Ужасов и Albert Magnus для kin0guru

НАШИ РЕЦЕНЗИИ НА СОВЕТСКУЮ КИНОФАНТАСТИКУ: